Презентация ВКР по теме: Обучение детей младшего школьного возраста технологии живописного натюрморта


государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Обучение детей младшего школьного возраста технологии живописного натюрморта Выполнила:Путкина Александра Александровна Руководитель: Пономарева Алла Анатольевна Специальность:050710 Педагогика дополнительного образования АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Заключается в недостаточной изученности вопросов методики обучения школьников технологии живописного натюрморта, так как это способствует формированию эстетических потребностей и изобразительных навыков, а так же развитию художественного восприятия и вкуса. Требуются продуманные методические пособия по обучению технике живописного натюрморта (обучающихся I-IV классов),которые должны учитывать возрастные особенности детей, умственное и художественное развитие в целях развития самостоятельности, активности, творческого отношения к учебным заданиям. Объект исследования: процесс обучения школьников (I-1V классов) технологии живописного натюрморта, в системе дополнительного образования.Предмет исследования: содержание и методика обучения технологии изображения натюрморта. Проблема исследования - определить и обосновать наиболее эффективные методы обучения технологии живописного натюрморта, в системе дополнительного образования для учащихся I-IV классов. Решение данной проблемы составило и цель исследования. Задачи исследования: Провести исторический анализ развития натюрморта -как жанра изобразительного искусства. Определить роль и место обучения изображению натюрморта в общей системе эстетического воспитания и художественного образования школьников. Определить содержание занятий и заданий для успешного обучения школьников технологии живописного натюрморта. Разработать программу по методике обучения детей технологии живописного натюрморта, для системы дополнительного образования. Выполнить творческую работу, по теме исследования. 1 2 3 4 5 1 методыисследования Методологическая основа исследования анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы в области изобразительной деятельности;анализ программ по живописи (система дополнительного образования);метод наблюдения (за процессом изобразительной деятельности обучающихся);анализ работ обучающихся;метод изучения педагогического опыта. основные положения в области педагогики, психологии, эстетики, методики обучения изобразительному искусству. ГЛАВА I. . Натюрморт как жанр изобразительного искусства 1.1.История развития натюрморта 1.2.Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства 1.3. Модель выполнения натюрморта Вывод первой глава * Натюрморт в переводе с французского — «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее неодушевленные предметы. Натюрморт – это картина, изображающая предметы неживой природы. Нидерланды(Голландия) Голландский натюрморт Фламандский натюрморт Испанский натюрморт Французский натюрморт Ван Гог Натюрморт. Подсолнухи. Анри Матисс Натюрморт. Ваза с цветами. Пабло Пикассо Натюрморт. Стакан и кувшин. Русский натюрморт Русский натюрморт В. Поленова И. Э. Грабарь «Неприбранный стол» Вывод первой главы Натюрморт – жанр живописи, с которым нужно знакомить школьников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает их внимание к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими. ГЛАВА II. Методика обучения младших школьников изображению живописного натюрморта 2.1.Последовательность работы над живописным натюрмортом 2.2. Композиционное решение живописного натюрморта в детском творчестве 2.3.Организация творческой работы по ознакомлению детей с натюрмортом 2.4.Разработка программы по технологии живописного натюрморта для системы дополнительного образования Тематический план1 класс № Название блока Наименование темы Общее кол-во часов Теория Практика 1. Страна Акварелия. Вводное знакомство. Изобразительная гимнастика.(Raibow art ). 3 1 2 2. Знакомство с техникой акварельной живописи. Беседа об акварельных красках и их свойствах. Приемы «вливания цвета в цвет», растяжки . В гостях в стране Цветландии. Имитация витража «Цветы в вазе». 3 1 2 3. Теория цвета. Изучение основных характеристик цвета: основные, дополнительные, составные. Цветовой круг. В гостях у красок в городе «Семицвет». Упражнение «Радужные качели». Приемы работы кистью. 3 1 2 4. Передача объемности. Светотеневая моделировка формы. Понятие контраста. Монохром, гризайль. Что такое натюрморт. Этюд с гипсовым цилиндром и яблоком (муляж). 6 1 5 5. Понятие о составе сложных цветов путем смешения. Цвет предметный и обусловленный. Оттенки одного цвета. Понятие «рефлекс». Богатство красок осени. Этюд «Фруктовый фейерверк» на нейтральном фоне. (яблоко, слива, дыня, груша). Техника работы акварелью по-сырому с добавлением свечки (в минимальных количествах). 4 1 3 6. Закрепление новых понятий. Фор-эскиз простого натюрморта в четырех вариантах: 1. Плоскостное изображение.2. Разбиение на градации светотени.3. Одноцветная акварель (гризайль) 4. Реалистическая живопись. 6 1 5 7. Живописное пространство. Упражнения: Акварельный фон «Наледь», эффект мыльных пузырей, способ косых мазков. 2 2 8. Колорит. Взаимовлияние цвета на цвет. Понятие теплохолодности. Натюрморт с игрушками. Акварель с использованием акварельных карандашей. 2 класс № Название блока Наименование темы Общее кол-во часов Теория Практика 1. Гармония цвета. Изобразительная разминка. Этюд «Угощаю арбузом» с арбузом (тыквой ) в разрезе. Техника живописи алла прима (в один прием). 6 6 2. Анализ и обсуждение иллюстративного материала. Упражнение: «Что перепутал художник?» 1 1 3. Четыре свойства: форма, тон, цвет, фактура. Натюрморт с тремя цветками в глянцевом кувшине и фруктами. Лессировка. 9 9 4. Виды складок. Складки с натуры. Рельефная акварель натюрморта.Этюд дугообразных и радиальных складок. 12 1 11 5. Принципы подбора предметов в натурной постановке учебного натюрморта. Дидактическая игра «Составь натюрморт». Понятие композиции натюрморта. 9 1 8 6. Восковой резист.Материальность Субъективный этюд. Постановка со стеклянной посудой и фруктами. Моделирование формы в технике воскового резиста с акварелью. 9 1 8 7. Общее тоновое состояние. Целостность изображения. Объективный этюд. Натюрморт «Уголок художника» из трех предметов , ясных по цветовым характеристикам. Живопись на тонированной бумаге. 12 1 11 8. Фактурная живопись. Живопись акварелью по манной крупе. Имитация фрески. Натюрморт «Хлеб всему голова». 15 1 14 9. Теплохолодность и взаимодополнительность цветотонов. Комбинированный способ работы акварелью ( фон по-мокрому, смывка, прописка по сухому). Натюрморт с кухонной посудой и овощами, родственных по цвету и светлых по тону. 12 1 11 10. Закрепление пройденного. Натюрморт «Акварельная весна». Акварель+доработка пастелью. 14 Итого 102 3 класс № Название блока Наименование темы Общее кол-во часов Теория Практика 1. Ее величество гуашь. Техника работы гуашью. Вводное занятие. Натюрморт «Воспоминания о лете».Теплая цветовая гамма. Понятие «состояния» в натюрморте. 15 1 14 2. Импасто — краска более густая, чем обычно. Живопись мастихином. Этюд натюрморта «Русские мотивы» из 3-4 предметов, контрастных по цвету. Корпусное письмо, лепка формы мазком. 12 1 11 3. Форма и фактура предметов. Натюрморт «Атрибуты осенней погоды» (с головным убором, перчатками, зонтом и драпировка с полоской или орнаментом). 12 1 11 4. Понятие «стилизация». Живописная текстура. Работа на обоях.Субъективный абстрактный натюрморт. Натюрморт «Игра в геометрию». 12 1 11 5. Разнообразие приемов работы кистью. Натюрморт «Старые вещи». Техника: сухая кисть. 12 1 11 6. Акриловые краски. Работа в золотистых и серебристых тонах. Натюрморт «Встреча нового года». 12 1 11 7. Живопись в стиле импрессионистов. Пластилиновая живопись. Натюрморт «Букет цветов». 15 1 14 8. Проверка полученных знаний. Натюрморт тематический по выбору. Контрастные цветовые отношения. Материал по выбору учащихся. 12 12 Итого: 102 4 класс № Название блока Наименование темы Общее кол-вочасов Теория Практика 1. Изучение цветового единства и родства красок, гармоничность цветового строя живописного изображения. Вводное упражнение.Натюрморт «Сегодня — рыбный день».Гуашь. 11 11 2. Контрастное взаимодействие цветотонов. Определение и нахождение цвета предметов по светлоте и цветовому тону. Краткосрочный этюд «Чай уже готов». 16 16 3. Изучение закономерностей освещения натуры в зависимости от источника освещения. Натюрморт со свечей из крупных бытовых предметов. Акриловые краски. 15 1 14 4. Живописный принцип цветопластики. Натюрморт в стиле «Бубновый валет». Гуашь. 12 1 11 5. Определение общего цветового строя и тона, фактуры и материала предметов. Сложный натюрморт из предметов домашнего обихода, разнообразных по фактуре (с самоваром). Гуашь. 15 15 6. Передача пространства в натюрморте. Натюрморт с ярко выраженными планами «Искусство». 18 18 7. Проверка полученных знаний Сложный натюрморт, состоящий из разных по цвету и фактуре предметов, драпировка со складками. 15 15 Итого:Всего: 102 408 Последовательность работы над натюрмортом Техника поэтапного рисованияовощей и фруктов Последовательность работы гуашью при рисовании натюрморта Последовательность работы акварелью СТИЛЬ АВАНГАРДИЗМ РЕАЛИЗМ ДЕКОРАТИЗМ Определить стиль 1 2 3 КОЛОРИТ (соотношение) Теплые цвета Холодные цвета КОНТРАСТ (противоположность) НЮАНС (сближение) Творческие работы детей до после Синицына Маша -11 лет Синицына Маша -11 лет Творческие работы детей Киселева Света -10 лет Киселева Света -10 лет Творческие работы детей Стасова Даша -9 лет Стасова Даша -9 лет Творческие работы детей Трушникова Марина -9 лет Трушникова Марина -9 лет Творческие работы детей Киманова Влада-11 лет Киманова Влада-11 лет Горобец Елена-11 лет Горобец Елена-11 лет Заключение В результате работы поставленная цель и задачи были достигнуты. Проведен исторический анализ развития натюрморта как жанра изобразительного искусства; изучена и описана технология и техника живописи; рассмотрены особенности обучения учащихся младшего школьного возраста живописи натюрморта, в системе дополнительного образования.В процессе занятий по нашей программе (для учащихся младшего школьного возраста по технологии живописного натюрморта) повысилось качество творческих работ. Разработанные задания и творческие упражнения были применены на практике. * Практическая значимость работызаключается в: разработке методических упражнений заданий по технологии живописного натюрморта разработке программы по технологии выполнения живописного натюрморта *