Педагогический проект Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся


Тюменская областьХанты-Мансийский автономный округ – Югра г. СургутМБОУ СОШ №20«Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся»Пономаренко Светлана Ивановна, учитель обслуживающего трудаТема проекта: Информационная справкаОбразование: высшееКвалификация: высшая квалификационная категорияСтаж работы: педагогический – 25 летв МБОУ СОШ №20: – 24 годаНаграды: Почетный работник общего образования Российской ФедерацииВетеран труда РФПочетная грамота главы города Сургута Обоснование необходимости проекта Перед учителем технологии в современной школе встает вопрос поиска новых путей, более эффективных методов и приемов организации процесса обучения, которые бы удовлетворяли социальный запрос, способствовали реализации компетентностного подхода, развитию творческих способностей учащихся и обеспечивали достижение желаемых и возможных образовательных результатов обучения. Новизна проекта Системная перестройка педагогом своей деятельности на основе мониторинга, в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса. Цель исследованияИзучение проблемы развития творческих способностей школьников основной школы на уроках технологии. Объект исследования – учебный процесс на уроках технологии в 5-8 классах основной школы в МБОУ СОШ №20. Предмет исследования – развитие творческих способностей учащихся 5-8 класса в учебном процессе на уроках технологии. Гипотеза: если на уроках технологии созданы благоприятные условия для творческого развития учащихся, а учитель будет поддерживать устойчивый интерес школьников к творческой деятельности, планируя свою работу на основе результатов мониторинга, то с возрастом у учащихся будет наблюдаться положительная динамика показателей творческих способностей. Задачи На основе анализа научно-психологической литературы выявить основные показатели творческих способностей обучающихся и определить условия, благоприятные для их развития. Выбрать методики, позволяющие выявить уровень развития творческих способностей. Провести диагностику творческих способностей учащихся 5-8 классов. Обосновать эффективность форм, методов и приемов развития творческих способностей на основе анализа и обобщения результатов педагогического опыта. Разработать методические рекомендации для учителей технологии, работающих над проблемой развития творческих способностей учащихся. Практические предпосылки1. Длительный (2002-2009гг.) формирующий эксперимент по авторской программе «Использование метода наблюдения для определения интересов и склонностей учащихся» сертификат № 119 от 01.09.2002 2. Рекомендации городского МО по обобщению опыта работы. Ожидаемый результатПоложительная динамика показателей творческих способностей обучающихся.Методические рекомендации для учителей технологии, работающих над проблемой развития творческих способностей школьников. Методологическая база проекта диагностика невербальной креативности тест ТорренсаТ. АмабайлФ. БарронА. МаслоуК. РоджерсР. СтернбергД.Б. БогоявленскаяВ.Ф. ВишняковA.M. МатюшкинЯ.А. ПономаревС. Л. РубинштейнБ. М. Теплов Д. Харрингтондиагностика уровня креативности по методике Джонсона Ресурсы Кадровый: администрация школы, учитель технологии, психологическая служба, классные руководители.Информационные: библиотека, Интернет ресурсы.Материально-технический : компьютер, принтер, мультимедийное оборудование, бюджет МБОУ СОШ №20 Временной – 1 год. Целевая аудитория Учащиеся 5-8 классов. ПартнерыПсихолог, классные руководители, родители, администрация школы План реализации проекта Диагностика по методике Джонсона 5 класс8 класс7 класс6 класс Наблюдается заметная динамика роста уровня креативности учащихся от 5 к 8 классу. Деятельность на уроках, решение творческих заданий, выполнение психолого-педагогических условий, необходимых для развития творческих способностей – все это дает такой результат, при котором ребята способны проявлять творческое воображение, демонстрировать уверенный стиль поведения, брать на себя ответственность за неординарные решения. Диагностика по методике Торренса6 класс5 класс7 класс8классРост уровня показателей креативности по методике Торренса свидетельствует о том, что чем старше ребята становятся, тем больше они способны выдвигать оригинальных, индивидуальных, разнообразных идей, отличающихся от очевидных, общепринятых; способны гибко переходить от одного аспекта проблемы к другому. Подводя итог эксперимента, можно сказать, что развитие дивергентного мышления у подростков происходит не само по себе. Подобный тип мышления может сформироваться только при целенаправленном и систематическом развитии.Использование в педагогической деятельности результатов мониторинга позволяет учителю технологии создать условия, стимулирующие развитие творческого мышления и творческой личности в целом. Эффективность Олимпиада «Шаг в будущее» и «Шаг в будущее-Юниор»Всероссийские конкурсы и фестивалиПубликации авторских материалов Перспективы проекта индивидуальные образовательные маршруты по предмету «технология» для учащихся имеющих природные задатки и склонности к творческой деятельности; использование результатов диагностики для формирования творческих групп в объединениях дополнительного образования. «Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…» Д.А.Медведев