Презентация по ЗОЖ на тему «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА(5класс)


Тема: «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Ответь на вопросы анкеты и оцени своё отношение к собственному здоровью. Я часто разговариваю по телефону и слушаю плеер.Мне не нравятся природные звуки(шум воды, пение птиц, шелест листвы и т.д.)Дома у меня всегда шумно.Мне нравится находиться в шумных местах.Громкий звук меня возбуждает и стимулирует.Мне нравится слушать громкую музыку.Тишина пагубно действует на меня, могу впасть в депрессию.Стараюсь всегда говорить громко, чтобы меня услышали.С тихо говорящим собеседником мне не интересно.Я не люблю находиться на едине с природой Оценка: ДА это «+», нет это «-» 0-3 –Я бережно отношусь к своему здоровью.4 -7 – Я с пренебрежением отношусь к своему здоровью.8 -10 – Я все делаю для потери своего здоровья. Результаты(сколько плюсов) Человек всегда жил в мире звуков и шума. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Что такое шум? Шум — это беспорядочная совокупность звуковых волн различных частот и амплитуд, распространяющихся в воздухе и воспринимаемых ухом человека. Шумом называют обычно всякий мешающий звук. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает животным и человеку время, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами. Его невозможно ни увидеть, ни потрогать, ни определить по запаху, ни попробовать на вкус. Шум - бич современности, не выпуская из своих цепких лап городских жителей, уже добрался и до сельчан. Один американский естествовед говорит, что в наши дни становится все сложнее и сложнее записывать звуки окружающей природы. В 1986 году он обнаружил 21 местность в штате Вашингтон, где в течение 15 минут тишина не нарушалась резкими посторонними звуками. Через пять лет осталось только три таких места. В наши дни далеко не всякий сумеет назвать хотя бы одно такое место. Исступленный лай собаки, грохот музыки из окон соседнего дома, бесконечно гудящая сирена автосигнализации, неумолкающее радио в чьей-то машине - все эти звуки стали неотъемлемой частью нашей жизни. Но шум досаждал людям и раньше. Он был известен еще с незапамятных времен. Юлий Цезарь, чтобы избежать заторов на дорогах, запретил движение транспорта по центральной улице Рима. Теперь повозки и деревянными и кованым железом колесами грохотали по мостовой ночью, от такого шума страдали и римляне и сам Цезарь. Спустя более сто лет римский сатирик Ювенал с горечью заметил, что шум довел жителей Рима до хронической бессонницы. По его утверждению, в столице было трудно заснуть - скрип, грохот обозов на узких улицах, мешали сну, раздражали. Он писал: «Большая часть больных, умирают в Риме от бессонницы». Но все же эти шумы были более или менее терпимы для человеческого уха, и только в наше время проблема шума дала о себе знать. Наш век стал самым шумным. Трудно сейчас назвать область техники, производства и быта, где в звуковом спектре не присутствовал бы шум, то есть мешающая нам и раздражающая нас смесь звуков. За определенный комфорт, удобства связи и передвижения, благоустройство быта и совершенствование производства современному человеку приходится слушать уже не скрип телег и брань возниц, а вой автомобилей, дребезжание трамваев, тарахтенье мотоциклов и вертолетов, рев реактивных самолетов. За последние десятилетие проблема борьбы с шумом во многих странах стала одной из важнейших. Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности технологического оборудования, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней. Источники шума Работа бытовых приборов: телевизор, магнитофон, стиральная машина, радио; Транспорт железнодорожный, авиационный, автомобильный; Строительные работы; Природные явления: гром, цунами, землетрясение, обвалы; Музыка; Шелест листвы; Шепот, разговор; Течение воды из крана; Крики, визг; Физические характеристики шумаУровень шума измеряется в единицах звукового давления — децибелах (дБ); Болевой порог 160дБ Ракетный двигатель 140дБГромкая музыка 120дБ Дробильная машина 110дБПресс, метро 100дБ Уровень шума, вредный для слуха 90дБ Товарный поезд(на расстоянии 33 м) 80дБПылесос (на расстоянии 3м) 70дБ Автомобильное движение на автостраде 60дБ Разговор 40дБ Шелест листвы 10дБГромкий разговор в классе 40дБХлопанье в ладоши на представлении 88дБ«Ура»- хором 100дБДевчачий визг 127дБ Шум и неслышимые звуки Влияние звука на организм человека Уровень шума в 20–30 дБ практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь. Для «громких звуков» допустимая граница примерно 80 дБ .Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. При высоких уровнях шума понижение слуховой чувствительности наступает уже через 1–2 года работы, при средних уровнях она обнаруживается через 5–10 лет. Последовательность, с которой происходит утрата слуха, сейчас хорошо изучена. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного Взаимодействие сильного шума может вызвать звон в ушах, головную боль, головокружение. Если работать при шуме 70 дБ и выше, то сделанных ошибок окажется вдвое больше, чем при работе в нормальной обстановке. Работоспособность при шуме снижается на треть. Шумная музыка также притупляет слух. Группа специалистов обследовала молодежь, часто слушающую модную современную музыку. У 20 процентов юношей и девушек слух оказался притупленным в такой степени, как у 85‑летних(!) стариков. Кстати говоря… Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. Ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека Ещё в конце прошлого века и особенно многочисленными исследованиями в последние два десятилетия неопровержимо установлено, что действие шума далеко не ограничивается влиянием на органы слуха. Шум является причиной и первоисточником многих заболеваний. Под разрушительным воздействием шума развиваются заболевания сердца и сосудов. Шум серьезно отражается на здоровье детей школьного возраста. По данным физиолога Е.А. Гельтищевой, вследствие шума в школьных помещениях учащиеся тратят больше времени на решение задач и увеличивается количество ошибок. У школьников наблюдали снижение внимания на 12-16%. В таких условиях от учащихся требуется большое нервное напряжение. Шум, вредно воздействующий на рефлекторную деятельность и зрение, является одной из причин частых головных болей и развития близорукости у детей школьного возраста. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с наполняемостью классов и создаваемым шумом, детям приходиться напрягать слух. Учителю также приходиться работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов – основного « источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть – устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно усталыми. Воздействие шума проявляется На слуховой аппарат человека; На нервную систему человека; На сердечно-сосудистую систему; На репродуктивную функцию человека; Человек Становится Раздражительным, нервным, слабым, забывчивым; Тревожным, испуганным, плохо видит, ухудшается интеллектуальная деятельность; Быстро утомляемым; Приобретает Гипертоническую болезнь; Бессонницу; Неправильный обмен веществ; Снижается порог чувствительности нервных клеток; Однако, если постоянно слушать очень громко музыку, находиться в шумных местах, то есть когда насилие над ухом происходит слишком часто, человек постепенно теряет возможность воспринимать тихие звуки – происходит, как говорят специалисты, снижение слуха. Эксперимент № 1« Определение остроты слуха» Приставьте к уху механические часы и отставляйте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в см.) между часами и ухом. Чем оно больше, тем лучше слуховая чувствительность. Эксперимент №2:«Определение воздействия шума на остроту слуха» К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируют расстояние, на котором тиканье часов услышано.Аналогичный опыт проводится с левым ухом. (Нормальным считается расстояние 10-15см.)После прослушивания громкой музыки в течение 5 минут опыт повторяется.Сравните полученные и результаты работы и объясните их. МР3-плееры делают глухими Прослушивание музыки через MP3-плеер может серьезно повредить слух и даже привести к временной глухоте, предупреждают бельгийские ученые.Если наслаждаться музыкой в наушниках примерно час в день, клетки органов слуха повреждаются, и у человека на время может ухудшиться слух. Бельгийские ученые провели исследование, с помощью которого они надеялись определить влияние прослушивания музыки «в плеере» на здоровье молодых людей.В ходе эксперимента слух волонтеров проверяли с помощью специальных тестов, а затем просили слушать поп и рок-музыку по часу в день, используя различные типы наушников и разный уровень звука. После каждого часового сеанса исследователи проводили тесты на остроту слуха. Полученные результаты сравнивали с результатами контрольной группы. В результате оказалось, что функция слуха у тех участников эксперимента, кто слушал музыку, временно ухудшалась. «Слишком сильный шум может привести к обменным и/или механическим повреждениям, выражающимся в изменении структурных элементов органов слуха. Эксперты считают, что результатами их работы не следует пренебрегать, ведь портативные музыкальные плееры становятся все доступнее и популярнее, несмотря на то, что прослушивание музыки в наушниках может повредить слух. Памятка для убежденных слушателей Мощный звуковой поток теле- и радио эфира, громкая музыка- все это медленно, но верно понижает нашу способность слушать. Что делать? Не доводя дело до слухового аппарата, вовремя пожалеть уши - уделить им 5 минут в день и… просто слушать звуки мира Вполне физиологично, что после хорошего концерта человек испытывает снижение слуха. Не стоит, кстати, грешить именно на рок-концерты или хардкор (как в танцевальном, так и в гитарном смысле этого слова) – вечеринки. От громкого звука напрягается самая маленькая мышца человеческого тела и поворачивает малюсенькую косточку, передающую импульс с барабанной перепонки. Плечо рычага уменьшается и сила удара звуковой волны снижается. Мозг же рассчитывает силу звука с учётом напряжения мышцы и сигнализирует нам о том, что музыка громка. Концерт кончается, но мышца не сразу расслабляется. Поэтому после шоу звуки нормальной громкости воспринимаются как через вату. Исследование, проведённое в Орландо, выявило, что около пяти миллионов детей в США, в возрасте от 6 до 19 лет, страдают от снижения слуха, вызванного регулярным грохотом, который им приходится переносить. Чтобы начать терять слух, достаточно восьми часов воздействия звука громче 85 децибел, неважно, каков его источник. На практике это означает, что, если кто-то ещё слышит музыку в вашем плеере, а вы не снимали наушников почти целый день – копите деньги на слуховой аппарат. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустическое раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетает нервную систему. Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма. Частота нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный аппараты, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности - чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Организм человека перед шумом практически беззащитен.В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы. По данным австралийских исследователей, шум в больших городах сокращает продолжительность жизни на 8-12 лет. Наибольшая зависимость между беспокоящим действием шума и характером трудовой деятельности человека. Так, по данным опроса выявлено, влияние, чем на людей занятых физическим трудом. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни. Рекомендации по ослаблению негативного влияния шума на организм человека Ограничить ежедневное прослушивание громкой музыки, телевизионных передач, работу за компьютером ;При выполнении шумной работы, через каждый час делать 10 минутный перерыв или прослушивать успокаивающую музыку;Следить за разговорной речью: не кричать, не повышать голос;Регулярное медицинское обследование;Посадка деревьев вокруг зданий;Предпочтение отдавать отдыху на природе, а не дискотеке;Применение средств защиты от шума: наушники из шумоизолирующих материалов; противошумные вкладыши;Информационная работа по профилактике влияния шума на здоровье обучающихся ; Музыка великого композитора Бетховена Нормализует работу мозга Вызывает положительные эмоции Укрепляет иммунитет Способствует росту волос Целебная сила звуков Звук Е- обладает очищающей силой Звук Н- активизирует процессы и творческие способности Звук В- исправляет неполадки в нервной системе Звук Э- используется для снятия сглаза и порчи Монотонное произношение звуков вместе с ритмичным дыханием активизируют энергетические центры человека,влияют на связанные с ними внутренние органы. Звук У-используется при воспалении легких Звук О- обладает целебной силой Сочетания звуков Звук « ИМ»-оказывает защитный и очищающий эффект Звук « ОМ»- повышает жизненный тонус Звук «ГУ-О» -при заболеваниях печени и желчного пузыря Звук «ЧЕН»-от заболевания сердца и тонкой кишки (руки на сердца области .Произносить 9 раз. Звук «ДОН»- при болезнях селезенки и желудка (руки на области солнечного сплетения.Произносить 12 раз. Звук «Ю»-лечит урологические заболевания Звук «ХЭ»-очищает кровь Звук «А» и «О»-заставляю все клетки организма работать ЧЕЛОВЕК ! Здоровье, столь мало уважаемое в юных летах, делается в летах зрелости истинным благом; самое чувство жизни бывает гораздо милее тогда, когда уже пролетела ее быстрая половина. Н.М.КарамзинЗдоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья. Н.Г.ЧернышевскийБерегите уши! Будьте здоровы! Удачи! Используемая литература Использование коммуникативных средств при выполнении проектов как фактор формирования социальной компетентности педагога и учащихся. -Саратов: ИЦ «РАТА», 2009.ОБЖ, 9 класс, поурочное планирование.-Волгоград: Учитель,2007.Материалы Интернет с сайта mhtvl:file:// Селиверстова Д.Н., Селиверстова В.В., Селиверстов В.Н.Формула здоровья.- Волгоград: Зацарицынский вестник, 1995.Ильичев А.А. Популярная энциклопедия для выживания подростков.-М:ЭКСМО-Пресс,2002.Колесов Д.В. Учебник «Биология», 8 класс,2009.