Презентация по биологии Негативное влияние шума на здоровье человека


Исследовательский проект: «Определение уровня шума и результаты его воздействия на учащихся школы». 11 класс МКОУ СОШ №4. Научный руководитель: Левицкая Марина Олеговна2012-2013 учебный год Воздействие шума на организм человека. Все физические тела, находящиеся в состоянии колебания, вызывают продольные колебания частиц воздушной среды, которые воспринимаются человеком как звук посредством органа слуха. Нашему уху доступны колебания, частота которых находится в диапазоне 20 – 20 000 ГЦ. Звук или совокупность звуков различных частот и интенсивностей, вызывающих неприятные субъективные ощущения, называют шумом. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - в децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. Шумовое загрязнение оказывает отрицательное влияние на организм человека, вызывает повышенную утомляемость, снижение умственной активности, понижение производительности труда, физические и нервные заболевания. Поэтому тема нашей исследовательской работы : «Определение уровня шума и результаты его воздействия на учащихся школы» для многих ребят школы стала интересной и актуальной. Существуют допустимые нормы шума, которые отображают приемлемый уровень шума при различной деятельности и в быту. В России, как и в большинстве стран, нормирование силы звука производится по помещениям и территориям. Допустимые уровни шума на рабочих местах определяются согласно ГОСТу 12.1.003-83 и санитарным нормам, соответствующим СН 3223-85. В таблице 1 приведены допустимые уровни звука на территориях школ при различных видах деятельности (СН 3223-85). Вид трудовой деятельности, рабочее место Эквивалентные уровни звука (дбА) 1. Классные помещения, учебные кабинеты, аудитории, читальные залы (фон) 40 2. Преподавание и обучение. Рабочие места программистов, лаборатории для теоретических работ 50 3. Работа, выполняемая с акустическими сигналами, требующая постоянного слухового контроля, залы обработки информации на ЭВМ 65 Источники шума могут быть естественного (природного) и искусственного (антропогенного) происхождения. В естественной среде обитания воздушный шум, как правило, не имеет особого экологического значения.Человек создал множество источников антропогенных постоянных и непостоянных шумов:• стационарные (промышленные предприятия);• подвижные, или мобильные (авиационный, автомобильный, железнодорожный транспорт, метро, наземные линии метрополитена);• внутриквартальные (учреждения бытового обслуживания, магазины, рынки, детские площадки);• внутридомовые (жилищно-бытовые шумы). Постоянный и интенсивный шум оказывает воздействие на функции слухового анализатора. Болевые ощущения, обусловленные шумом, связаны с механическим смещением в системе среднего уха и указывают на достижение порога прочности барабанной перепонки. Способность шума вызывать раздражение зависит от его характеристик: интенсивности, спектра. Известно, что мероприятия по снижению шума существовали еще в Древнем Риме – указы запрещали движение повозок с продовольствием по улицам ночного города. В России для уменьшения шума проезжающего транспорта раньше дорога перед домом застилалась соломой. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета. Экспериментальные работы по измерению уровня шума в школе. Учащиеся многих общеобразовательных школ присутствуют в школе в среднем на 6-ти уроках, и какое-то время находятся в зонах рекреации (время перед первым уроком, на переменах, в столовой, перед выходом из школы домой).Используя прибор для измерения уровня шума шумомер с диапазоном измерения 20-100 дб, измеряли уровни шума в кабинетах, зонах рекреации. На рисунке представлена схема для определения уровня звука в классе и зонах рекреации школы. Определение уровней звука в различных точках класса Стол учителя доска В классе три ряда парт, по пять в каждом ряду 2 3 1 4 Если учитель находится у доски, то измерения уровня шума в выбранных четырех точках дают следующие величины:1 точка - 83 дбА; 2 точка - 81 дбА; 3 точка - 77 дбА;4 точка - 65 дбА.Школьник, сидящий в глубине класса, получает на 8 дбА меньше, чем сидящий на первых столах (точки 1 и 4); уровень звука за партами у окон (точка 3) на 6 дбА меньше, поэтому можно рекомендовать учащимся класса периодически менять занимаемые определенные места в классе. Определение интенсивности уровня звука на уроках у разных преподавателей. Проведенные нами исследования, показали, что при одном и том же виде занятий (объяснение нового материала) интенсивность уровня звука на уроках у разных преподавателей немного отличается. . Алгебра-69 Дб История-61 Дб Химия-67 Дб ОБЖ-51 Дб Средние показатели уровня шума на уроках Русский язык-55 Дб Биология-57Дб . Определение зависимости уровней звука от вида занятий Контрольная работа 45 ДбУрок дискуссия 87 Дб Работа в группах 81 Дб Обобщающий урок 63 ДбСочинение 32 Дб Определение зависимости уровней звука от вида занятий № п/п Тип урока Средний показатель уровня шума 1 Контрольная работа 45 2 Урок-дискуссия 87 3 Работа в группах 81 4 Обобщающий урок 63 5 Сочинение 32 Определение факторов влияющих на фоновый уровень звука Замеры уровней звука осуществлялись при отсутствии искусственного освещения и при его наличии, в то время как учащихся в кабинете не было. Источниками освещения служили лампы дневного света. Оказалось, что при включённых лампах уровень фонового значения повышался на 5-8 дб из-за работы дросселей, особенно, если они были неисправны. Наши исследования показали, что общий уровень шума за 6 часов нахождения учащихся в школе составил 89 дбА. Согласно нормам, представленным ранее в таблице, школьник может находиться в таких условиях не более 30 минут. Оказалось, что основной вклад в сверхнормативную величину уровня шума вносит активное поведение ребят в зонах рекреации (102, 104 дбА) и на переменах (84-92 дбА). На уроках же у шести разных преподавателей эквивалентный уровень шума соответствовал нормативному показателю - 60 дбА. Анализ результатов измерений и наших расчетов позволяет сделать следующие выводы: В экспериментальном 9 «а» классе на шести уроках у различных преподавателей (химия, русский язык, биология, алгебра, ОБЖ, история) эквивалентный уровень звука составлял в среднем 60 дбА, что соответствует норме. 2. Однако, с учетом перемен, на которые приходится большая звуковая нагрузка эквивалентный уровень звука возрастает до 95 дбА. 3. Шумовая нагрузка на уроках у различных преподавателей, работающих в экспериментальном 9-ом «а» классе, максимально отличается на 20 дбА , что объясняется особенностями преподавателя и спецификой уроков. 4. Когда учитель работает у доски сам и спрашивает учащихся или, когда он ведет объяснение нового материала, то наибольшую звуковую нагрузку получают школьники сидящие на первых партах; те, кто сидит глубине класса - на 8 дбА меньше, за партами у окон - на 6 дбА меньше. Основываясь на установленных нами фактах, преподаватель, принимает во внимание особенности здоровья ребят, может рекомендовать им определенные места в классе и, наверное, пересаживать их через какие-то интервалы времени. 5. Самое большое превышение нормы эквивалентного уровня звука наблюдалось на уроках-дискуссиях, где учащиеся самостоятельно работали в группах, обсуждая задания, например на уроке-дискуссии по истории в 9 «а» классе превышение нормы эквивалентного уровня звука составило 15-20 дбА. Полученные данные свидетельствуют о том, что в один учебный день нецелесообразно проводить несколько уроков-дискуссий или групповых занятий, хотя это очень полезные и нужные формы организации учебного процесса.Проведенные нами исследования позволяют сделать полезные рекомендации, по улучшению санитарно-гигиенического режима в школе, созданию для учащихся наиболее комфортных условий, уменьшению фонового уровня шума в школьном здании. Самое эффективное средство борьбы с шумом — это снижение его уровня. Много зависит и от самого человека, от соблюдения правил общения между людьми. Спасибо за внимание!