Презентация Индивидуально-дифференцированный подход к детям с ограниченными возможностями в развитии на уроках логопедии, как средство коррекции речи


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТема: «Индивидуально-дифференцированный подход к детям с ограниченными возможностями в развитии на уроках логопедии, как средство коррекции речи» Своевременная и грамотно организованная коррекционно-развивающая работа с детьми школьного возраста на уроках логопедии в специальном коррекционном учреждении приводит к значительной компенсации речевых навыков. Логопедическое воздействие при проведении коррекционно-развивающей работы осуществляется в форме групповых и индивидуальных занятий. Обе формы проведения логопедического занятия являются дополнением друг к другу, так как повышают эффективность воздействия на речевое нарушение у ребёнка. Но, в отличие от групповых, индивидуальные занятия по устранению дефекта речи предоставляют педагогу больше времени на изучение речевого нарушения, выбор более эффективного метода лечения и закрепление положительного результата у конкретного ребёнка. При планировании и проведении коррекционной работы на занятиях логопедии мною осуществляется разноуровневый подход:- к выбору задач, методов, приемов и содержания коррекционной работы;- к делению детей по подгруппам с учетом уровня речевого развития. - к наличию различных осложнений, имеющихся у ребенка- к потенциальным возможностй ребенка (зоны ближайшего развития) Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок с ограниченными возможностями в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. В условиях школы-интерната это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения. В школе интернате детей с нарушением речи с 0 по 6 класс – 52, я веду занятия в 0, 4, 5 и 6 классах, есть дети с нарушением речи и в старших классах, но программой предмет - коррекции нарушений речи не предусмотрен, поэтому эта работа в старших классах ведется на уроках русского языка и индивидуальных коррекционных занятиях. Для себя я разбила эту работу на несколько этапов: На первом этапе идет изучение индивидуальных особенностей детей – и физических ( здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.. На втором этапе я выделяю отдельные группы детей, отличающихся:- различным уровнем усвоения материала на данный момент;-уровнем работоспособности и темпом работы;-особенностями восприятия, памяти, мышления;-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. Третий этап включает в себя составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают детям самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания. На 4 этапе осуществляется контроль результатов работы детей, в соответствии с которыми меняется характер дифференцированных заданий. Коррекция - совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка.Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохраненных или перестройка частично нарушенных.Коррекционно – восстановительное обучение - совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка.Логопедическое воздействие -  это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений.  Словесные методы являются неотъемлемой частью каждого урока, на своих занятиях этому я уделяю большое внимание, прежде всего грамотной, четкой, выразительной должна быть речь самого педагога. Например: образец учителя «Повтори», словесные игры «Цепочка слов», «Скажи наоборот», «Глухой телефон» и.т д, описательные рассказы, пересказы текстов, заучивание скороговорок с учетом возрастных особенностей учащихся. Знает каждый: змей бумажныйНа земле лежать не любит.Лёгкий змей, как будто дым.Наблюдать за ним несложно,Только жаль, что невозможноПолетать нам вместе с ним! С целью активизации внимания использую наглядные методы: рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, схемы, таблицы, ПК, что способствует коррекции речевых навыков. Например: использование презентаций на разных этапах урока, правила правописания букв, при проведении физминуток, гимнастики для глаз и т. д Из практических методов использую упражнения, игры. Например: карточки «Определи позицию звука в слове», « Где спрятался звук», «Соедини картинки с соответствующими буквами», кроссворды, загадки, «Соедини пары и вставь пропущенные буквы» (синонимы, антонимы), непосредственное выполнение заданий на компьютере по теме «Вставь пропущенную букву» «Грузовик», «Колодец». «Собери букву» и т.д Образовывать слова:короткий хвост – короткохвостый (заяц) длинные ноги -  … (аист)               длинный хвост - … (леопард)острые зубы - … (леопард)           острый нос - … (лиса)красная грудь - … (снегирь)          длинные уши - … (кролик) 6 картинок: зонт, обезъяна, лыжи, ужи, ежевика, заяц.1. Во время дождя нужен … (зонт)2. В джунглях живут … (обезъяны)3. Зоя легко скользит на … (лыжах)4. По зеленой траве ползут … (ужи)5. В живом уголке живет … (заяц)6. У Зины в корзине … (ежевика)Логопед начинает предложение, ребенок выбирает картинку и повторяет все предложение. Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи - сложный двигательный навык. Поэтому необходимо, чтобы ребенок мог самостоятельно управлять своим артикуляционным аппаратом и не задумываясь выполнял инструкции педагога: «поднять кончик языка к небу, отодвинь язык в глубь рта, спрячь язык за зубы, положи язычок на нижнюю губу и т.д Целенаправленно веду работу по развитию мелкой моторики пальцев рук, что ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Например в младших классах используются простые речевые игры, а в старших классах провожу игры с разными предметами: счетные палочки, шишки, карандаши, скрепки, конструирование поделок из бумаги, пластилин, что способствует не только развитию моторики, но и формированию фонематического слуха, развитию связной речи, мыслительной деятельности, памяти и внимания учащихся – что является необходимым условием для успешного и разностороннего обучения школьников с ограниченными возможностями в развитии. Мною ведется диагностика уровня сформированности речевых навыков по методике Фотековой, которая включает в себя следующие показатели:Исследование сенсомоторного уровня речи: фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, звуко - слоговая структура слова.Исследование навыка звукового анализаГрамматический строй речи Словарь и навыки словообразованияПонимание логико-грамматических отношенийСвязная речь Сравнительный анализ речевых нарушений Сравнительный анализ сформированности речевых навыков у учащихся Таким образом, можно сделать вывод, что реализация индивидуального и дифференцированного подхода (ИДП) к детям в коррекционной школе, это- учет в содержании и организации коррекционного процесса первичного нарушения в развитии ребенка, вторичных и осложняющих расстройств нервно-психической деятельности, сохранных функций и генетической программы.- обеспечение разноуровневости, разнолинейности содержания и организации коррекционной работы.