Презентация по истории на тему Российские реформы в XIX веке (10 класс)


Тема: «Российские реформы XIX века» Каково влияние реформ на модернизацию российского общества?МБОУ «Лицей №1» г. ВоронежаУчитель Макарова Татьяна Николаевна Причины, цели, особенности реформ ПРИЧИНЫВНУТРЕННИЕ: неэффективность политической и экономической системы, нарастание социального недовольстваВНЕШНИЕ: отношения России с ближайшими соседямиГЛАВНАЯ ЦЕЛЬВсесторонняя модернизация социально-экономических и общественно-политических отношенийГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬОграниченность и непоследовательность реформ





МОДЕРНИЗАЦИЯТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВОИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВОПЕРЕХОДпроцессы обновления традиционного общества, вступающего на путь движения к обществу современного типа и совершенствование последнегоКакие черты традиционного общества сохранились, а индустриального сформировались в Росси в ходе реформ? Реформы Александра I (1801-1825) АЛЕКСАНДР I(1777-1825)Ф.С. ЛАГАРП(воспитатель Александра)

Неофициальный совещательный орган при императоре Александре I, действовавший в 1801–1803 гг. В Негласный комитет вошли П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, В. П. Кочубей и Н. Н. НовосильцевСоздание Негласного комитета

Попытка реформировать феодально-крепостническую систему1801 год –запрещено печатать объявления о продаже крепостныхМещанам и крестьянам разрешили покупатьнезаселенные земли1803 год -УКАЗ О ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦАХ, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с обязательным наделением землей.


Реформа высших органов государственной власти
СЕНАТстал высшим судебным органом.Его задачейстал также контроль за деятельностьюместных властей Реформа высших органов государственной власти
СИНОДВысший орган управления Русской православной церковью. В его ведении находились дела церковно-богословского характера, административное и хозяйственное управление церковью, борьба с ересями и раскольниками, церковная цензура). Члены Синода назначались императором из высших духовных лиц.Председательствовал в Синоде Санкт-Петербургский митрополит.Надзор за деятельностью Синодаосуществлял обер-прокурор Реформа высших органов государственной власти
КОМИТЕТМИНИСТРОВВысший законосовещательный орган России (1802-1906). Рассматривал проекты новых указов, проводил консультации с Императором по вопросам функционирования министерств. Реформа высших органов государственной власти
МИНИСТЕРСТВАСозданы 8 сентября 1802 г., заменив собой коллегии. Реформа высших органов государственной власти
Проекты реформ М.М.Сперанского Государственный деятель, реформатор. Сын сельского священника. Учился во Владимирской, затем Петербургской Александро-Невской семинарии. С 1797 г.- чиновник канцелярии генерал-прокурора. С 1803 г. -- директор департамента в Министерстве внутренних дел. В 1809 г. разработал проект «Введение к уложению государственных законов», назначен Государственным секретарем. В марте 1812 г. уволен со всех постов, арестован по обвинению в заговоре и шпионаже в пользу Наполеона, сослан. В 1819–1821 гг. - генерал-губернатор Сибири. С 1826 г. фактически возглавлял II Отделение С.Е.И.В.  канцелярии, руководил кодификацией законов Российской империи. М.М.СПЕРАНСКИЙ(1772-1839)

- Разделение властей- Избрание законодательногооргана«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА»- Назначение совещательногооргана«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ»Проекты реформ М.М.СперанскогоВ 1809 г. разработал проект «Введение к уложению государственных законов»:М.М.СПЕРАНСКИЙ(1772-1839)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСОВЕТВысшее законосовещательное учреждение,рассматривал те дела, которые вносились на его рассмотрение императором Проекты реформ М.М.СперанскогоВ 1810 г. создан ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

Реформы просвещения1802 г. –создано Министерство народного просвещения

1804 г. - Россия разделена на шесть учебных округов. Центрами округов стали университетыМосковский (1755)Дерптский (1802)Виленский (1804)Харьковский (1804)Казанский (1804)Петербургский (1819)Реформы просвещения






1803 год –в губернских городах начали создаваться гимназииВ гимназиях преподавались математика, история. философия, религия, география, естественная история, иностранные языки, латинский язык, были классы музыки и танцевРеформы просвещения

1804 год –учреждены церковно-приходские школыВ школах изучали церковное пение,чтение,закон Божий, письмо и арифметику.Преподавали в школах,священники и дьяки. Реформы просвещения

Реформы Николая I (1825-1855) ЦельполитикиУкреплениесамодержавияОхранительнаяполитикаНИКОЛАЙ I (1796-1855)



Меры по укреплению самодержавияСобственнаяего ИмператорскогоВеличестваКанцелярия

Усиление роли Собственной его Императорского Величества КанцелярииI ОТДЕЛЕНИЕИсполняетличныепорученияимператораII ОТДЕЛЕНИЕЗанимаетсясоставлениемсводазаконовIII ОТДЕЛЕНИЕПолитическийсыск Меры по укреплению самодержавия



1837-41 годы –РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННЫХКРЕСТЬЯН (КИСЕЛЕВА П.Д.)1842 год –УКАЗ ОБ ОБЯЗАННЫХ КРЕСТЬЯНАХ1848 год –ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВАКРЕПОСТНЫМ КРЕСТЬЯНА ПОКУПАТЬНЕЗАСЕЛЕННЫЕ ЗЕМЛИ, В СЛУЧАЕ ИХ ВЫКУПАНА СВОБОДУПопытка реформировать феодально-крепостническую системуКИСЕЛЕВ П.Д. (1788–1872)


Бумажные ассигнации можно обменять насеребряный рубль(главное платежноесредство) Финансовая Реформа Канкрина Е.Ф.(1839-1843 годы)КАНКРИН Е.Ф. (1774–1845)


style.rotation
Реформы Александра II (1855-1881) Предпосылки реформПоражение в Крымской войнеРоссия потеряла престижное положение в ЕвропеСтрана оказалась в международной изоляцииРоссии угрожало финансовое банкротствоАЛЕКСАНДР II(1818-1881)


Сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих держав.Громадные расходы на Крымскую и Кавказскую войны подорвали экономикуНачались массовые выступления крестьян,грозившиеновой пугачевщинойПричины отмены крепостного праваКрестьянская реформа


19 февраля 1861 г.Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»Крестьянская реформа

1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕКРЕСТЬЯНАМ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВКрестьяне становились лично свободными;могли свободно заключать сделки;приобретать движимое и недвижимое имущество;вступать в брак;переходить в другие сословияКрестьянская реформа



2. НАДЕЛЕНИЕ КРЕСТЬЯНЗЕМЛЕЙДля каждой местности были определены высшая и низшая норма надела (от 3 до 12 десятин).При этом помещику оставалось не менее 1/3 земли.Если дореформенный крестьянский надел превышал высшую норму, то излишнюю землю «отрезали». Крестьянская реформа

РАЗМЕРЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ «ОТРЕЗКОВ»Крестьянская реформа
РАЗМЕРЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯКрестьянская реформа
3. ВЫКУПНЫЕ ПЛАТЕЖИ Размер выкупа зависел не от цены земли, а от величины оброка.Рыночная стоимость крестьянских наделов в ценах 1863 – 1872 гг. составляла 648 млн руб., а сумма выкупа – 867 млн руб.Крестьяне вносили 20%, а 80% государство выплачивало помещикам ценными бумагами.Сумма, выплаченная государством, предоставлялась крестьянам в ссуду под 6% годовых сроком на 49 лет.Крестьянская реформа


4. ВРЕМЕННООБЯЗАННОЕПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНКрестьяне, не заплатившие выкуп, становились временнообязаннымии продолжали платить оброки отрабатывать барщинуКрестьянская реформа

5. СОХРАНЕНИЕ ОБЩИНЫСохранялась крестьянская община –форма социальной организации крестьян.Она после Крестьянской реформы 1861 г. считалась собственником земли.Крестьянская реформа

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВАСПОСОБСТВОВАЛА:притоку населения в города;росту промышленности;неизбежной буржуазной перестройки сельского хозяйства.РОССИЯ НАЧАЛА ПРЕВРАЩАТЬСЯ В БУРЖУАЗНУЮ СТРАНУПричины проведения либеральных реформЛиберальные реформыАЛЕКСАНДР II(1818-1881)



Н.А.МИЛЮТИНС.С.ЛАНСКОЙ1 ЯНВАРЯ 1864 ГОДА –СОЗДАНИЕ В УЕЗДАХ И ГУБЕРНИЯХНОВЫХ ВЫБОРНЫХОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ –ЗЕМСТВЦЕЛЬ РЕФОРМЫ: привлечь к решению местныхпроблем (здравоохранение,просвещение, хозяйственная жизнь)все слои населения; отвлечь наиболее активнуючасть общества от «политическихмечтаний»Земская реформа
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАНСОСТОИТ ИЗ ГЛАСНЫХ,ИЗБИРАЕМЫХ НА 3 ГОДАЗЕМСКАЯ УПРАВАИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАНИЗБИРАЕТСЯ ЗЕМСКИМ СОБРАНИЕМ НА 3 ГОДАПРЕДСЕДАТЕЛЬЗЕМСКОГО СОБРАНИЯ(ПРЕДВОДИТЕЛЬ ДВОРЯНСТВА)Земская реформаСТРУКТУРА ЗЕМСТВ


МУЖЧИНЫ, ДОСТИГШИЕ 25 ЛЕТI КУРИЯ (РАЗРЯД)ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ(КРУПНЫЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ,ПРОМЫШЛЕННИКИИ ТОРГОВЦЫ С БОЛЬШИМИДОХОДАМИ)II КУРИЯ (РАЗРЯД)ГОРОДСКИЕ ИЗБИРАТЕЛИ(КУПЦЫ, ПРОМЫШЛЕННИКИ,СОБСТВЕННИКИ СО СРЕДНИМИ ДОХОДАМИ)III КУРИЯ (РАЗРЯД)ВЫБОРНЫЕ ОТСЕЛЬСКИХКРЕСТЬЯНСКИХ ОБЩЕСТВЗемская реформаПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ



Земская реформаПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ

Содержание школ, больниц, дорогСтрахованиеАгрономическая и ветеринарная помощь крестьянствуСоздание продовольственных запасовБорьба с пожарами и т.д.ВОРОНЕЖЪЗемская реформаДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ




В 1870 г. была осуществлена ГОРОДСКАЯ РЕФОРМАВОРОНЕЖЪГородская реформа
ppt_xppt_y
ГОРОДСКАЯ ДУМАРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАНГОРОДСКАЯ УПРАВАИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАНГОРОДСКОЙ ГОЛОВАГородская реформаСТРУКТУРА ОРГАНОВГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


МУЖЧИНЫ, ДОСТИГШИЕ 25 ЛЕТИ ПЛАТИВШИЕ ГОРОДСКИЕ НАЛОГИI КУРИЯ (РАЗРЯД)БОГАТЫЕ КУПЦЫ И ФИНАНСИСТЫ, ВЛАДЕЛЬЦЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ДОХОДНЫХ ДОМОВII КУРИЯ (РАЗРЯД)КУПЦЫ И ВЛАДЕЛЬЦЫПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙСО СРЕДНИМ УРОВНЕМ ДОХОДОВIII КУРИЯ (РАЗРЯД)ЛАВОЧНИКИ И РЕМЕСЛЕННИКИГородская реформаПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ



Городская реформаСОСТАВ ГОРОДСКИХ ДУМ

В 1864 г была осуществлена СУДЕБНАЯ РЕФОРМА ВОРОНЕЖЪСудебная реформа
ppt_xppt_y

ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y ГЛАСНОСТЬБЕССОСЛОВНОСТЬНЕЗАВИСИМОСТЬ СУДАСОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВО НА ЗАЩИТУСудебная реформаПРИНЦИПЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА
ppt_xppt_y

ЦЕЛЬ РЕФОРМЫ: сократить армию в мирное время ; быстро развертывать подготовленные резервы в случае войны;повысить боеспособность армии Военная реформаД.А.МИЛЮТИН(1816—1912) 
ppt_xppt_y
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩАВОЕННЫЕПРОГИМНАЗИИВОЕННЫЕГИМНАЗИИВОЕННЫЕУЧИЛИЩАВОЕННО-ЮРИДИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯМОРСКАЯАКАДЕМИЯВоенная реформа1863-77 гг.РЕФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЕ




ПРИЗЫВУ ПОДЛЕЖАЛИ ЛИЦА ВСЕХ СОСЛОВИЙС 20 ЛЕТ (ПОЗЖЕ С 21 ГОДА)СЛУЖБА ВСУХОПУТНЫХ ВОЙСКАХ – 6 ЛЕТСЛУЖБА ВО ФЛОТЕ – 7 ЛЕТДЛЯ ИМЕЮЩИХ СРЕДНЕЕ ИЛИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ УСТАНАВЛИВАЛСЯ СОКРАЩЕННЫЙ СРОК СЛУЖБЫОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ОСВОБОЖДАЛИСЬ ЕДИНСТВЕННЫЕ СЫНОВЬЯ, ЕДИНСТВЕННЫЕ КОРМИЛЬЦЫ, А ТАКЖЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ, СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНАВоенная реформа1874 год –ВВЕДЕНИЕ ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ


Военная реформаПЕРЕВООРУЖЕНИЕ АРМИИ И ФЛОТА


ЦЕЛЬ РЕФОРМЫ:повысить уровеньобразования населениядля дальнейшегоразвития страныРеформы просвещения
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА НАРОДНЫЕУЧИЛИЩА(министерские,церковно-приходские,земские)срок обучениядо трех летКЛАССИЧЕСКИЕГИМНАЗИИсрок обучениясемь летРЕАЛЬНЫЕГИМНАЗИИсрок обучениясемь летЖЕНСКИЕГИМНАЗИИУНИВЕРСИТЕТЫ(предоставляласьавтономия)ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ(Лубянские, Владимирские,Бестужевские)


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВОРОНЕЖАКЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯРЕАЛЬНАЯГИМНАЗИЯЖЕНСКАЯ МАРИИНСКАЯ ГИМНАЗИЯЖЕНСКАЯ ЕПАРХИАЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ



Государственный и военный деятель. Отличился в Крымской войне и Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. В 1879 г. – временный генерал-губернатор в ряде губерний юга России. В феврале 1880 г. назначен главой Верховной распорядительной комиссии с диктаторскими полномочиями. Предложил программу либеральных преобразований. Обратился к «благомыслящей части общества» за поддержкой в деле восстановления порядка, сочетал уступки либералам с беспощадной борьбой против революционеров, которые утверждали, что он проводит политику «лисьего хвоста и волчьей пасти».Проекты реформ М.Т. Лорис-МеликоваЛОРИС-МЕЛИКОВ М.Т. (1825–1888)

 ФЕВРАЛЕ 1880 - МАРТ 1881 -период пребывания Лорис-Меликоваглавой Верховной распорядительной комиссии с диктаторскими полномочиямиполучил название«ДИКУТАТУРЫ СЕРДЦА»Ликвидировано III Отделение;Ослаблена цензура;Предусматривалось привлечь выборных представителей к участию в работе Государственного СоветаПроекты реформ М.Т. Лорис-МеликоваЛОРИС-МЕЛИКОВ М.Т. (1825–1888)

Контрреформы Александра III (1881-1894) Программа царствования Александра III1. ЖЕСТОЧАЙШЕЕ ПОДАВЛЕНИЕ ПРОТИВНИКОВВЛАСТИ2. ОЧИЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВАОТ ЗАПАДНЫХ ВЛИЯНИЙ,ВОЗВРАЩЕНИЕ К РУССКИМОСНОВАМ –САМОДЕРЖАВИЕ,ПРАВОСЛАВИЕ,НАРОДНОСТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИАЛЕКСАНДР III(1845-1894)


8 МАРТА 1881 ГОДА –ОТВЕРГНУТ ПРОЕКТРЕФОРМИРОВАНИЯПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИМ.Т. ЛОРИС-МЕЛИКОВАПрограмма царствования Александра IIIЛОРИС-МЕЛИКОВ М.Т. (1825–1888)

Государственный деятель, юрист. Участник разработки судебных уставов 1864 г. Воспитатель Александра III, на которого имел огромное влияние. В 1880 – 1905 гг. - обер-прокурор Святейшего синода. В 1880 – 1900-х гг. – крайний консерватор.Программа царствования Александра IIIПОБЕДОНОСЦЕВ К.П. (1827–1907)

ВЛАСТИ ПОЛУЧИЛИ ПРАВО …- объявлять в любой местности чрезвычайное положение- закрывать органы печати и учебные заведения- распускать местное самоуправление- предавать жителей военному суду или ссылать их на пять лет без судаПрограмма царствования Александра III1881 г. – ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ОХРАНЕ ВЛАСТИАЛЕКСАНДР III(1845-1894)




Политика по крестьянскому вопросуПереведены на выкуп оставшиеся временно-обязанные крестьянеСнижены выкупные платежиУчрежден Крестьянский поземельный банк, кредитовавший покупку земли крестьянамиВ 1886 г. была отменена подушная подать


СОХРАНЕНИЕ ОБЩИНЫ- община удобна для сбора податей- община сдерживала отток крестьян из деревни, что удешевляло рабочие руки для помещиков- община препятствовала массовому разорению крестьян, политически опасному для правящего режимаПолитика по крестьянскому вопросу


Политика в области просвещения1887 г. - издан «ЦИРКУЛЯР О КУХАРКИНЫХ ДЕТЯХ»Выпускники реальных училищ потеряли право поступать в университетыУниверситеты были лишены части своей автономииРекторов вновь стали не избирать, а назначатьЗначительно повысилась плата за обучениеБыло закрыто большинство женских курсов



Политика в отношении ЗемствЗемлевладель-ческая курия земства была преобразована в дворянскуюИмущественный ценз на городских выборах увеличилсяЧисло избирателей сократилось в несколько разЗависимость земств и городских дум от губернаторов усилилась