Презентация на тему: Индивидуально — дифференцированный подход при изучении раздела Состав слова


Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по русскому языку. «Классическая начальная школа.» авт. Т.Г. Рамзаева. Работу выполнила:Соловьева Г.В. учитель начальных классовМБОУ СОШ №60высшая категорияСтаж 30 летНижний Новгород Русский язык занимает особое место в начальном обучении, т.к. направлен на формирование функциональной грамотности детей. Успехи в овладении языком обучения являются важнейшим условием общей успешности образования школьников, т.е. владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета начальной школы Место предмета в базисном учебном плане Крупнейшие методисты о словообразовании К.Д. Ушинский отмечал важность словообразовательной работы, ее развивающий характер на начальной ступени обучения. Считал, что упражнение в словопроизводстве подготавливают учащихся к орфографии, дают детям «власть над запасом слов». Ф. и. Буслаев «необходимость словообразовательной работы важна с целью обучения грамотному письму и для полного понимания лексического значения слов. Это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи» Е.Г.Мережко «Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов» Работа по изучению словообразования должна быть более эффективной, для чего существует довольно много приемов, которые требуют более тщательного изучения и широкого применения на практике Актуальность работы над морфемным составом слов состоит: ● во-первых, знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. ● во-вторых, осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. ● в-третьих, изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. ● в-четвёртых, актуальность объясняется необходимостью усвоения знаний в этой области для дальнейшего обучения русскому языку в классах второй и третьей ступени, в реализации коммуникативной функции языка, а также в развитии культуры личности младшего школьника в целом. При изучении раздела «Состав слова» используются следующие принципы: ■ Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное, саморазвитие каждого школьника. ■ Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет воссоздать целостность картины мира, осознавать разнообразные связи между объектами и явлениями ■ Принцип прочности и наглядности. На этих принципах столетьями базируется традиционная школа (через рассмотрение частного к общему, от общего к частному). ■ Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа через формирование привычек к чистоте, порядку, аккуратности и т. д. целью изучения морфемного состава слова является создание основы знаний и умений, необходимых для формирования навыков правописания морфем слова, и, прежде всего корня. задачи работы:Формирование понятия родственных слов и навыка выделения корня слова.Учащиеся должны понимать, что родственные слова – это слова, выделяемые по двум основаниям, а не по одному (общая часть по смыслу и написанию).Знакомство с прямым и переносным значением слова.Учащиеся должны содержательно понимать, что такое окончание и какие функции оно выполняет; иметь представление о нулевом окончании, уметь обнаруживать его в словах мужского и женского рода; иметь представление о неизменяемых словах, не имеющих окончаний. Ученикам необходимо чувствовать смысловую роль и сходство приставок и суффиксов и одновременно понимать их различия. 2 класс 3 класс 4 класс 10 часов 66 часов 21 часов Структура содержания раздела «Состав слова» в общеобразовательной программе 2 класс -Однокоренные слова (общее понятие). Корень слова.-Признаки однокоренных слов.-Выделение корня в однокоренных словах.-Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.-Проверка безударных гласных, парных глухих и звонких согласных путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов.-Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. 3 класс -Основа и окончание слова.-Общее понятие о значимых частях слова – о корне, приставке, суффиксе, окончании.-Наблюдение за изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов, их сопоставление.-Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.-Правописание и способы проверки орфограмм в корнях слов.-Чередование согласных в корне слова.-Приставка. -Сопоставление приставок и предлогов.-Разделительный Ъ в словах с приставками.-Суффикс. 4 класс -Разбор слов по составу.-Несклоняемые имена существительные.-Безударные окончания имён существительных, имён прилагательных, глаголов.-Начальная форма глагола. Суффикс –ть, -чь, -и.-Сложные слова.-Орфограммы в корне слова. -Орфограммы в суффиксе слова.-Орфограммы в приставке слова.-Глагольные суффиксы.-Разбор слов разных частей речи по составу. Дополнение содержания раздела «Состав слова» представлением о словообразованииСовершенствование методики изучения морфемики в начальной школеИндивидуально-дифференцированный подход при изучении раздела «Состав слова»Отмечая новизну подходов к структурированию содержания начального образования, следует особо отметить, что ФГОС начального общего образования дает реальную возможность дифференцировать процесс обучения. Новизна работы Зрительное воспиятие структуры слова по модели-рисунку Типы заданий со «словообразовательными моделями» Накопление групп одноструктурных слов Поиски загаданного слова по модели-подсказке Образование слов, соответствующих одной словообразова-тельной модели слон- ик ёнок Словообразующие морфемы слова -лимон- , н ый , н ый . ад ник , ад , чик , Накопление групп одноструктурных слов -еньк- -ий--голуб- -бодр--мал--слад- -оват- -ый--сер--бел--красн--стар- -ск- -ий--деревен--май--сентябрь--бор- Я в красной шапочке растуСреди корней осиновых.Меня увидишь за версту – Зовусь я … овик под Он с хвостом резиновым,С желудком парусиновым,Как загудит его мотор,Глотает он и пыль и сор. е -ник- (орех, осина, береза) -няк- (ива, береза, известь) -очк- (стрела, гряда, гора) + + Образование слов, соответствующих одной словообразовательной модели -ХОД- ВЫХОД ВХОДПОХОД -ХОД- ХОДИКИ -ХОД- ПОХОДНЫЙ (РЮКЗАК)ПЕРЕХОДНЫЙ(ВОЗРАСТ) -ПАР- -ХОД- ПАРОХОД Виды работ на формирование умения проводить морфемно-орфографический анализ слова Поморфемное проговаривание и поморфемное письмо(верх – ушк – аверш – ин –авод – ян –ойвод – ичк - а) Работа с корнями- омофонами(спеш у – с пиш упо сид е ть – по сед е ть) это передаёт это стоит служит Памятка При разработке заданий мною были использованы материалы учебников: Т. Г. Рамзаева. Русский язык, учебник для 3 класса, М. : Дрофа, 2007; А. В. Полякова. Дидактический материал с творческими заданиями по русскому языку. Москва, 1998; Нефёдова Е.А., Узорова О.В., Справочное пособие по русскому языку, ЗАО «Премьера» ГИППВ, 1999. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:1, 2, 3 группа – группы учащихся соответственно с низким, средним и высоким уровнем обучаемости☺ - материал, данный в учебнике.☼ - задания, разработанные учителем. Способы дифференциации учебного материала По объему учебного материала ЗАДАНИЕ☺ Основное заданиеОбразуйте прилагательные с помощью суффикса –Н-. Запишите их. Суффикс выделите. Укажите чередующиеся согласные звуки. ГОРА, ЖЕЛЕЗО, БАГАЖ, ЛЕС, БУМАГА, ВЕЧЕР, ЗВЕЗДА, СНЕГ, МОРОЗ, ХОЛОД, ДРУГ, ЧАЙ, РАДОСТЬ.☼ Дополнительное задание (творческое упражнение)От каких полученных прилагательных можно образовать существительные с помощью суффикса –ИК-? Запишите эти слова.Сколько суффиксов в образованных существительных? Выделите их. По уровню трудности 1 Группа Базовое задание 2 Группа Более трудное, чем в 1 гр. 3 ГруппаБолее трудное, чем во 2 гр. Усложнение Усложнение 1 ГРУППА 2 ГРУППА 3 ГРУППА 1. Подберите к данным глаголам однокоренные глаголы с приставкой С- и запишите их.Например: Намазать-смазать. НАМАЗАТЬ, ЗАЛЕЗТЬ, ОТДАТЬ, НАКЛЕИТЬ, ПРОСИТЬ, ПРОЛЕТАТЬ, ПРИГОТОВИТЬ. ☺2. Выделите в словах приставку С-. ☼ 2. Есть ли приставки в словах здание, здоровье, здесь.Почему? 3. Выдели в них корень. ☼2.Вставь пропущенные буквы в слова: ...дание, ...доровье, ...десь. 3. Есть ли в них приставки? Почему? Выдели в них корень. По уровню творчества НА ПОДБОР СЛОВ ПО ОБРАЗЦУ ДАННЫХ СЛОВ. ☼ 3 (низкий уровень).1) Слово ЧАС состоит из корня. Подбери два слова, состоящие из корня, и запиши их.2) Слово ПОЛЁТ состоит из корня и приставки. Подбери два слова, состоящие из корня и приставки. Запиши их.3) Слово СТЕБЕЛЁК состоит из корня и суффикса. Подбери два слова, состоящие из корня и суффикса, и запиши их. ☼ 2 (средний уровень).1) Прочитай слова. 2) Разбери слова по составу слова.3) Подбери к каждому слову ещё два слова с таким же составом. Запиши свои слова. ☺1 (высокий уровень)Прочитайте слова. К каждому слову подберите и запишите по два слова с таким же составом:ЧАС, ПОЛЁТ, СТЕБЕЛЁК Способы организации дифференцированной деятельности учащихся по характеру действий учащихся по степени и характеру помощи учащимся по степени самостоятельности учащихся По характеру действий учащихся Материализованные действия (первая группа). ПОДНИК СНЕЖДЕВ А ОЧКОЙ ГОЛУБ ПО К ИСАДБЕЛ АЯЕНЬК Перцептивные действия (вторая группа). Умственные действия (третья группа). ☼ 1) Составьте слова. Укажите части слова. ПОД, НИК, СНЕЖДЕВ, А, ОЧКОЙ, ГОЛУБПО, И, К, САД ЕНЬК, АЯ, БЕЛ ☼ 1) Разберите слова по составу. ПОДСНЕЖНИК, ДЕВОЧКА, ГОЛУБОЙ, ПОСАДКИ, БЕЛЕНЬКАЯ.К каждому слову подберите и запишите слово с таким же составом. По степени и характеру помощи учащимся Тип помощи (помощь виде «подсказок»). Распределите слова на две группы. Выпишите каждую группу в отдельный столбик.ДОМИК, ДОМЧАЛСЯ, УЕХАЛ, УЛЬИ, ЗАБОР, ЗАБЕЖАЛ, ПОДОШЕЛ, ПОБЕДИЛ, СКАЗАТЬ, СЛЕТЕТЬ, РАСТУТ, РАСКОЛ. 1 группа.Внимательно прочитай пары слов. В одном из них есть приставка, а в другом нет.Слова с приставкой пиши в один столбик, слова без приставки – в другой.Например: НАПИЛИТЬ, НАЧАЛЬНИК УБЕЖАЛ УДОЧКА. 2 группа.1. Распредели слова на группы: с приставкой и без приставки. подсказки По степени самостоятельности учащихся 1 Ориентировочный этап. Ознакомление с заданием:1) От данных слов образуйте родственные существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Запишите их.СНЕГ, ПЕТУХ, ЛУГ, ДРУГ, БОК, ПИРОГ, РОГ, ПУХ, БАК, ШАГ, ТВОРОГ, ЖУК. 2)Сравните корни в каждой паре слов. В чем разница? 3)Выделите корни слов. Подчеркните чередование.2 Этап. Анализ образца а) СНЕГ- Образуйте родственное слово с помощью уменьшительно ласкательного суффикса. (СНЕЖОК)- Сравните корни. (-СНЕГ-, -СНЕЖ-) - В чем разница? (В чередовании Г и Ж)б) Запишем: СНЕГ-СНЕЖОК.3 Этап. Выполнение части задания под руководством учителя. 4 Этап. Выполнение всего задания под руководством учителя (для детей с низкой обучаемостью).Дополнительное задание (для третьей группы)Из упражнения выпиши парами чередующиеся согласные в корне. Сочетание различных способов дифференциации ☼ ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ (Вторая группа):1)Распределите слова на три группы. Укажите суффиксы. КОРОВУШКА, ХВОСТИЩЕ, ПЕЧНИК, ЗУБИЩИ, КАМЕНЩИК, ЛУЧИК, БЕРЕЗОНЬКА, ТРАКТОРИСТ, СКРИПАЧ, ГЛАЗИЩИ, МУЗЫКАНТ, ХИТРЮЩИЙ, СТРЕЛОЧКА, БОЛЬШУЩИЙ, НАТАШЕНЬКА.2) Подумайте, какое значение вносят суффиксы в слова данных групп. Первая группа (низкий уровень).☼ Выполняет основное задание с помощью индивидуальных карточек – помощниц:Прочитай внимательно слова. Определи, что общего в их значении. Распредели на три группы по их значению.Запиши по образцу: ГОЛОВУШКА ДОМИЩЕ СТЕКОЛЬЩИКТретья группа (высокий уровень).☼ Выполняет основное и дополнительное творческое задание: Допишите в каждый столбик по два слова. Вводная диагностика Задание №1Выпиши только однокоренные слова, укажи корень:Сапог, сапожник, сапоги. Сладкий ,сладкая, сладость.Звонит, звонок, звонки. Гора ,горная ,горы. Задание №2К данным словам подбери и запиши однокоренные:коза.-…, звезда-…, тетрадка-…, крик-…, берёзка-… Экспериментальный класс Контрольный класс Итоговая диагностика Экспериментальный класс Контрольный класс Знаешь ли ты части слова? Выбери правильные ответы и обведи нужные буквы.А   Слово может состоять из корня и окончания.Б   Слово может состоять из приставки и суффикса. В   Слово может состоять из приставки, корня, суффикса и окончания.Г   Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания. Итоговая диагностика Экспериментальный класс Контрольный класс Умеешь ли ты подбирать слова к схеме? Обведи букву рядом со словами, которые соответствует схеме:А              повозка Б              пони В              подснежник Г              портрет Д              поход Итоговая диагностика Экспериментальный класс Контрольный класс Умеешь ли ты разбирать необычные слова? В «сказочном» языке есть слово расмявка. Разбери его по составу, если известно, что:Слово расмявка изменяется так: расмявка, расмявки, расмявке. У этого слова есть родственные слова: расмяить, смява, смяжок, насмях. В словах расмявка, гуковка, дюжавка одинаковый суффикс. В словах расмявка, равука, раличка одинаковая приставка.