Презентация Опыт организации изучения нового материала в деятельности с детьми младшего школьного возраста


«Опыт организации изучения нового материала в деятельности с детьми младшего школьного возраста»Педагог дополнительного образованияПивкина А.В. ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования» Педагогическая проблемаКраткое содержание программы «Азбука природы»Рабочие тетради «Азбука природы. Части 1.2.3»Игры на закрепление материалаГрамоты и свидетельства, как способ поддержания мотивацииСодержание В дополнительном естественнонаучном образовании педагоги часто сталкиваются с противоречием: с одной стороны, дополнительное образование является формой организации активного досуга детей, с другой стороны, учащиеся должны приобретать определённый объём знаний. Поэтому перед педагогом часто стоит задача организовать обучение в лёгкой, доступной, интересной и активной форме. Этому могут способствовать использование рабочих тетрадей и различных дидактических игр. Поэтому для реализации дополнительной программы «Азбука природы», мной были разработаны рабочие тетради, которые входят в создаваемый мной комплект УМК данной программы и модифицированы некоторые популярные игры. Проблема ЦЕЛЬ: формирование у младших школьников понимания основных взаимосвязей в системе «природа - природа» и «человек - природа» путем активизации познавательной и творческой деятельности. ЗАДАЧИ:Обучающие:формирование представления о предметах и явлениях природы; расширение знаний о биологическом разнообразии всего живого на Земле; раскрытие в доступной форме взаимосвязи, существующие в природе; расширение знаний в области рационального природопользования;расширение представлений по охране окружающей среды и здоровья человека. Развивающие: развитие умений проводить опыты, наблюдения и самостоятельно анализировать их результат; развитие мотивации на соблюдение основных правил поведение в природе; развитие творческих способностей;Воспитывающие: воспитание бережного отношения к природе; формирование потребности принимать участие в посильной деятельности по охране окружающей среды и здоровья человека. Краткое содержание программы «Азбука природы» По окончании изучения данной программы обучающиеся достигнут следующих результатов:Личностных:Развито ценностное отношение к объектам природы;Сформирована потребность в посильной деятельности по охране окружающей среды и здоровье человека. Метапредметных:Сформированы навыки соблюдения культурного поведения в природе;Развито умение объяснять взаимосвязи в природе и на основании этого проводить наблюдения и опыты;Развито умение самостоятельно анализировать результат своей работы;Получат основные навыки оформления творческих работ.Предметных:Сформировано представление о предметах, процессах и явлениях окружающего мира;Расширено знание о взаимосвязях в природе и влияние на неё деятельности человека;Расширено знание о биологическом разнообразии всего живого на Земле;Расширено знание в области рационального природопользования.Ожидаемые результаты Чтобы определить ожидаемый результат, проводятся следующие виды контроля: I – стартовый (входящий), II – текущий (промежуточный) и III – итоговый. Ведущей формой контроля достижения результатов обучения по программе является викторина. Викторина по каждой теме включает 20 заданий, 15 из которых направлены на выявление предметных результатов, 3 – метапредметных, 2 – личностных. Этапы педагогического контроля Вид контроля(сроки)ТемаСодержаниеКритерии оценкиВходящий«Азбука природы» Знания о живой природе и неживой, о животных и растениях нашей планеты.Количество правильных ответов.Выполнение заданий на логику, внимание и память с экологическим содержанием.Самостоятельность выполнения.Решение ситуативных задач.Наличие направленности на экологосберегающие модели поведения.Промежуточный контроль № 1«Весёлая викторина про осень»»Знания об основных изменениях в живой и неживой природе осенью.Количество правильных ответов.Выполнение заданий на логику, внимание и память с экологическим содержанием.Самостоятельность выполнения.Решение ситуативных задач.Наличие направленности на экологосберегающие модели поведения. Предметный результат:Высокий уровень - 15 – 11 правильных ответов Средний уровень - 10 – 7 правильных ответов Низкий уровень – 6 – 0 правильных ответов Метапредметный результат:Высокий уровень – справляются с заданиями самостоятельно;Средний уровень – справляются с заданиями самостоятельно, но требуется подсказка педагога;Низкий уровень – решают задачи только при сопровождении педагога.Личностный результат:Высокий уровень – выбранное решение ситуативной задачи всегда направлено на соблюдение экологосберегающих моделей поведения, демонстрируют ценностное отношение к природе;Средний уровень – выбранное решение ситуативной задачи не всегда направлено на соблюдение экологосберегающих моделей поведения, чаще зависит от конкретной ситуации, демонстрируют как эгоцентрическую позицию, так и ценностное отношение к природе; Низкий уровень – выбранное решение ситуативной задачи всегда направлено на удовлетворение потребностей человека, демонстрируют эгоцентрическую позицию, интересы природы не учитываютсяКритерии оценивания Известно, что для программ школьного курса разработаны и утверждены учебно-методические комплекты, в которые входят: рабочие тетради, конспекты уроков по данной программе, учебные пособия и др. В дополнительном образовании УМК к программам не предусмотрены, т. к. составитель, как правило, сам и реализует данную программу, т.е. программы не универсальные, как в школьном курсе. Рабочие тетради Тетрадь выполняет функции учебника, ней содержится основная информация Тетрадь содержит задания помогающие отслеживать достижение ребенком предметных, метапредметных и личностных результатов Тетрадь направлена на обучение ребенка производить оценку совей деятельности и её результатовПравая фигура для ребёнка. Здесь он сам себя оценивает, как он усвоил материал и справился с заданиями, закрашивая фигуру (красный – «я хорошо работал и правильно выполнил задания», жёлтый – «я хорошо работал, но не уверен, что задания выполнены абсолютно правильно», зелёный – «я хорошо работал, выполнил задания, но с помощью педагога», синий – «я могу работать лучше, мне было сложно выполнить задания самостоятельно, я не уверен, что выполнил всё правильно (или я не смог выполнить задания).В нижнем правом углу имеются 2 фигуры. Левая фигура, кружок, здесь педагог оценивает выполненные задания, закрашивая круг (красный – все правильно выполнено, жёлтый – выполнил, но с небольшой ошибкой, зелёный – выполнил всё правильно, но с помощью педагога, синий – не смог выполнить или много ошибок). В процессе обучения используются различные игры направленные на изучение нового материала и закрепление старого. Для этого используются как широко известные игровые приемы и технологии (например игра по станциям: «путешествие в страну зверей» и др.) так и модифицированные игры:«Мемори»«Экологический твистер»Игры на закрепление материала Игра предназначена для тренировки как визуальной памяти, так и для проверки знания. Игра проводится в два этапа: в начале обучения простой вариант, а затем в ходе обучения детям предлагается игра в усложнённом варианте. В наборе есть множество карточек – по две штуки с одним и тем же рисунком (простой вариант) и два вида карточек: с названием экологической даты и самой датой, с изображением животного и местом его обитания (усложнённый вариант). Нужно разложить карточки «рубашкой» вверх на столе, а затем переворачивать по две. Если они совпадают – игрок забирает их и получает ещё ход. Если нет – ход переходит к другому игроку. Задача – набрать как можно больше карточек. В простом варианте ребёнку нужно собрать карточки с одинаковым содержанием «Мемори» Игра используется для того, чтобы дети выучили экологические даты. Поле на котором играют представлено в виде календаря (даты с 1 по 31 число). Имеются две коробочки: из 1 – выбирается карточка с названием экологической даты, из 2 – выбирается задание по перемещению частей тела по игровому полю (правая рука, левая нога и др.)«Экологический твистер» Семилетние дети ориентируются в своем поведении на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас»Реально действующие мотивом становится получение высокой отметки или похвалы; ради их получения ребёнок готов прилагать весомые усилияУ детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки и одобренияМотив избегания неудачи присущ как хорошо успевающим, так и плохо успевающим учащимся, но к окончанию начальной школы у последних он достигает значительной силы, так как мотив достижения успеха у них практически отсутствует.Грамоты и свидетельства, как способ поддержания мотивации Важной задачей обучения младших школьников считаю формирование престижной мотивации у всех учащихсяДля этого разработаны специальные грамоты и свидетельства, которые используются в качестве поощрения каждого учащегося за какие-либо достиженияРазработаны условия и критерии для поощрения детей грамотами и свидетельствами.Грамоты и свидетельства, как способ поддержания мотивации Каждый ребенок в группе получает поощрения;Критерии вручения: грамоты выдаются за предметные знания, за результаты по метапредметному и личностному результату, ребенок получает свидетельство;При этом каждый ребенок сравнивается сам с собой, а не с другими детьми или критериями к оценке результатов.Пример грамот Спасибо за внимание!