Применение педагогических технологий и внеурочной деятельности для развития познавательной активности на уроках математики


Применение педагогических технологий и внеурочной деятельности для развития познавательной активности на уроках математики В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования основная образовательная программа начального образования реализуется как через учебный план, так и через внеурочную деятельность. В связи с переходом на ФГОС изменяются требования к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. В современной общеобразовательной школе существует ярко выраженное противоречие, кроющееся в содержании учебно-воспитательного процесса: обязательное освоение федерального государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогов, с одной стороны, на достижение школьниками обязательных результатов обучения и, с другой - на свободное творческое развитие личности ребёнка. Поэтому возникла необходимость актуализировать педагогической опыт, который позволил формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения общеобразовательной программы.. Внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии творческих способностей учащихся. С одной стороны, речь идёт о дальнейшем (вслед за уроками) совершенствовании индивидуальных природных задатков и способностей в той или иной сфере деятельности –математика, искусство, музыка, спорт. С другой стороны, следует говорить о возможностях развития творческой личности, способной осуществлять перенос и творческое применение УУД (умений), а с их помощью – и предметных знаний и умений, в новые ситуации, отличающиеся от учебно-предметных (ситуация успеха для каждого ребёнка). Задачи внеурочной деятельности в начальной школе:обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся Урочная и внеурочная деятельность – две обязательных формы реализации единой основной образовательной программы, выстраиваемые на основе идей развивающего образования, системно-деятельностного и культурно-исторического подходов. Пути в организации занятий внеурочной деятельностью:- на занятиях внеурочной деятельностью должна осуществляться преемственность содержания урока и внеурочного занятия. В связи с этим, посещение занятий обязательно для всех. В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.-занятия внеурочной деятельностью нацелить на формирование УУД. С этой целью в рабочих программах внеурочной деятельности сформировать планируемые результаты (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД).-необходима просветительская работы среди педагогов: внеурочная деятельность-это не аналог программ дополнительного образования. Педагоги должны видеть задачи формирования УУД и связь урочной и внеурочной деятельности. Урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения. «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению - гораздо более достойная задача, чем приневолить» К.Д.Ушинский Формировать устойчивый интерес к предмету «Математика» нужно как на уроке, так и во время внеурочной деятельности. В своей работе для развития познавательных интересов к предмету математика на внеурочной деятельности я выбрала курс «Занимательная математика» Факультативные занятия «Занимательная математика» предназначены для использования во внеурочной деятельности по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности» Математика это не только умение пересчитывать предметы и сравнивать числа, это прежде всего умение мыслить логически. Это умение нужно повсюду: в биологии и языкознании, в магазине и в горах, на уроке и на необитаемом острове, - и именно поэтому математика фундаментальна. Математика – это красиво, увлекательно.«Царица наук» - это кладовая открытий. «Делай себя сам сегодня и каждый день!»девиз курса «Заниматика» Цели: формирование мышления (аналитическое, логическое, конкретное, образное);развитие математических и творческих способностей;умение планировать последовательность действий;умение анализировать, преобразовывать, расширять кругозор. Принцип: «Учись играючи»«Заниматика» развивает интеллектуальные умения, вырабатывает привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Структура занятия:орешки для умаиграй, да дело знайгимнастика для глазсмекай, решай, учисьисследуй, проектируй, творизадачи профессора МАКОНГУРУдля ЮЛМоввсякая всячина Планирование:Город загадочных чиселГород закономерностейГород геометрических превращенийГород логических рассужденийГород занимательных задач Математика УМК «Перспектива»КубПирамида«Заниматика»Фигурный проспектМатематика УМК «Перспектива»Старинные меры длины«Заниматика»Смекалистая улицаМатематика УМК «Перспектива»Взаимо-обратные задачи«Заниматика»Торговый центрМатематика УМК «Перспектива»Таблица умножения«Орешки для ума»Лесная тропинкаПримеры, изучаемых тем по математике на уроках и внеурочной деятельности На уроках и во внеурочной деятельности широко применяются современные технологии: ИКТ, проектно-исследовательская деятельность, личностно-ориентированное обучение и т.д. Уже трудно представить урок без использования мультимедийного оборудования, компьютера, интерактивной доски. Совершить на уроках увлекательное путешествие в страну математики помогают диски УМК «Перспектива». Применение системно-деятельностного обучения на уроках математики и внеурочной деятельности позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывают положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоций и речи ребенка, прививают интерес к предмету и позволяют использовать эти знания на практике. Главное, что нужно помнить: ребенку должно быть интересно! Спасибо за внимание!