Презентация по литературе на тему «Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов» (8 класс)


Урок литературы по теме:Коваленко Людмила АлександровнаУчитель русского языка и литературыМБОУ Грушевской ООШЛ.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов Человек немыслим вне обществаЛ.Н. Толстой
Нравственность и чувство долга, истинная и ложная красота – основныемотивы рассказа «После бала» Л.Н.Толстого Знать: основные мотивы рассказа  Уметь: определять приемы создания образов. Контраст как композиционный приёмВ рассказе выделяются следующие основные части:Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчикавступлениена балупосле балазаключение «Бал был чудесный…» «Танцевал я больше с нею и не видал, как прошло время…» « Я был счастлив…» История создания рассказаЧто же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.

это литературный прием, основанный на резко выраженной противоположности черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.Контраст - Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПолковникНаказываемыйВысокий военный в шинели и фуражке.Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное и неестественное.Шел твердой, подрагивающей походкой.Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед…Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.Сморщенное от страдания лицо.Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура.Спотыкающийся, корчившийся человек. Сопоставление частей рассказа{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ХарактеристикиНа балуПосле балаЧувстваВлюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр.Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет.ЭпитетыГрациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный.Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный.ЦветБелый, розовый, румяный, серебряные, светло.Черное, красное, пестрое, белые.ЗвукиМазурка, вальс, полька, кадриль.Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос.ДеталиБелая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, перышко от веера.Оттопыренная губа полковника, замшевые перчатки. ПоложительноеОтрицательноенравственностьбезнравственностьчесть, долгбесчестьеактивный протестпассивный протестистинная красоталожная красотапротивостояние злунеучастие во злерождение любвиугасание любвиНравственные качества героев рассказа ПоложительноеОтрицательноеИван ВасильевичнравственностьполковникбезнравственностьИван Васильевиччесть, долгполковникбесчестьеактивный протестИван Васильевичпассивный протестистинная красотаполковникложная красотапротивостояние злуИван Васильевичнеучастие во злеИван Васильевичрождение любвиИван Васильевичугасание любвиНравственные качества героев рассказа Домашнее задание по выбору:1. Написать сочинение:- История в рассказе «После бала».- Обстоятельства и жизненный выбор в рассказе «После бала». Идейно-художественное своеобразие рассказа «После бала». 2. Выполнить задания для самоконтроля в тетрадях с печатной основой на стр. 51