Презентация по русскому языку на тему Словообразование деепричастий


Образование деепричастийБОУ «Тевризская СОШ № 2»Выполнила: учитель русского языка и литературы Ломовцева Е.О. Цели :1. Изучить словообразование деепричастий.2. Развить морфемные навыки.3. Закрепить изученный ранее материал по теме «Деепричастие».4. Закрепить изученный ранее материал по теме «Деепричастие».5. Развивать речевую грамотность учащихся.6. Развивать у учащихся активность, самостоятельность, внимательность.  Деепричастие как часть речи1. обозначает добавочное действие; 2. начальной формы не имеет; Отвечает на вопросы:Что делая? Что сделав? Как?Каким образом? Признаки других частей речи у деепричастияНеизменяемая часть речи;В предложениях всегда является обстоятельством.Глагол НаречиеВозвратность:возвратное – Удивляясь невозвратное – Удивляя Вид несовершенного вида совершенного вида (что делая?) (что сделав?) от гл. наст.вр.+ а я учи от инфинит. + в вши шиН: глядим глядя Н: крикнуть крикнув плачем плача увлечь увлёкшиr «Запоминать умеет только тот, кто умеет быть внимательным» (Джонсон Сэмюэл.) «Во внимании вся сила, но без ума не поймешь, как и куда ее применять» (Айшек Норам) При помощи чего мы можем образовать деепричастие?1. ГЛАГОЛ2. ВОПРОС3. СУФФИКС По какому признаку глаголы разделены на две группы???ПроверятьИгратьПониматьПриниматьКричатСмеятьсяЗапирать ПроверитьВыигратьПонятьПринятьЗакричатьРассмеятьсяЗапереть Образование деепричастий несовершенного видаГлагол наст. вр. несов. в. + (Что делая?) + -а, -я, -учи. Глагол Деепричастие несов. вида Наст. время Проверять Проверя - ют Проверяя Играть игра - ет ………….ПониматьПриниматьКричатСмеятьсяЗапирать Глаголы, от которых НЕЛЬЗЯ образовать деепричастия несовершенного видаА) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: бить - бьют, рвать - рвут, шить - шьют, лгать - лгут, ждать - ждут и др. Искл. Мчаться – мчатся – мчась;Б)от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь - берегут, мочь - могут, течь - текут, стеречь - стерегут и др.;В)от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящую: писать - пишут, резать - режут и др;Г) от глаголов с суффиксом –ну-: блекнуть-блекнут, тянуть-тянут, гаснуть-гаснут и др.
Образование деепричастий совершенного видаГлагол в форме инфинитив + (Что сделав?) + -в, -вши, -ши.Инфинитив Деепричастие сов. вида Провери - ть ПроверивВыиграть ……………..ПонятьПринятьЗакричатьРассмеятьсяЗапереть

Глаголы, от которых мы можем образовать сразу две формы деепричастий совершенного вида:Просохнуть – просохнув – просохши (просох)Окрепнуть – окрепнув – окрепши (окреп)Замереть – замерев – замерши (замер)Запереть – заперев – заперши (запер)Высохнуть – высохнув - высохши(высох) Произноси правильно!идти - идЯ, клеветать - клевещА, отречься - отрЁкшись, хохотать - хохочА, шептать - шепчА, щебетать - щебечА, щекотать - щекочА, сидеть - сИдя, ненавидеть - ненавИдя, отнять - отнЯв. Домашнее заданиеФразеологизм – устойчивый оборот речи, свойственный определенному языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в целом не является суммой значений входящих в него слов. (по словарю Ефремовой)Фразеологизм - Устойчивое выражение с самостоятельным значением. (по словарю Ожегова) Домашнее заданиеРазвесив уши;Сломя голову;Сложив руки;Положа руку на сердце;Спустя рукава;Не покладая рук.Знаете ли вы значение этих выражений? Домашнее заданиеОтыщите среди фразеологизмов деепричастия: укажите их вид, выделите суффиксы, определите глаголы, от которых они образованы. С любыми двумя фразеологизмами необходимо составить предложения. ! На оценку можно написать небольшое сочинение, используя указанные выражения.