Презентация к уроку по поэме Мцыри М.Ю. Лермонтова


М.Ю.Лермонтов Кавказ. Страницы жизни. «Мцыри» 8 класс Кавказ в жизни Лермонтова Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие. Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке "М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах". Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час поэт. Пейзаж окрестностей Пятигорска: "Бештау около Железноводска". На них изображён посёлок Иноземцево, что в нескольких километрах от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка - немецкая колония Каррас, как чаще её называли в то время. Эльбрус. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой Нападение. Сцена из кавказской жизни Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..… и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка…всё, всё в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как молитва ребёнка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит… Одна из лучших живописных работ Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Поэма «Мцыри» историческая основа: присоединение Грузии к России по просьбе грузинского царя Георгия 12 и последовавшая за этим Кавказская война. романтическая поэма, созданная в 1838-1839 годах, за 2 года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.основная мысль этой поэмы- мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью. поэма романтизм Поэма – один из видов лиро-эпического жанра. Основные черты: наличие развёрнутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя. Лиро-эпические жанры- объективное изображение мира, присутствует сюжет, но есть и лирический геройЛирический герой- это образ того героя, переживания,мысли и чувства которого отражены в нём. Не путать с автором!!! Романтизм В центре – личность. Основной конфликт-конфликт между личностью и обществом. Романтический герой – герой с сильным характером, на голову выше окружающих, несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика (события разворачиваются в необычной обстановке, в основном на юге).Большое внимание к природе, типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. У человека с природой сложные взаимоотношения : с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу. Домашнее задание цитатный план поэмы определить стихотворный размер и рифму выпишите рассказчиков глав Мцыри Цитатный план Гл 1 Немного лет тому назад,Там, где, сливаяся, шумят,Обнявшись, будто 2 сестры,Струи Арагвы и Куры,Был монастырь. Первое впечатление от поэмы.Стихотворный размер, рифма.Сколько глав? Одинаковы ли они по размеру?- Сколько рассказчиков в поэме? Событиям скольких дней посвящены 24 главы?Картина монастыря: настроение Гл 2Однажды русский генералИз гор к Тифлису проезжал;Ребёнка пленного он вёз. Гл 3Ты слушать исповедь моюСюда пришёл, благодарю.Я мало жил, и жил в плену. - Что главное для рассказчика: чувства или события? Гл4 Я никому не мог сказатьСвященных слов «отец» и «мать». - Диалог или монолог?- На чьи немые вопросы отвечает Мцыри?- Меняется ли интонация по сравнению с предыдущими главами? Гл 5Что за нужда? Ты жил, старик!Тебе есть в мире что забыть,Ты жил,- я также мог бы жить! -Каких по интонации предложений больше? Почему? Гл.6 Ты хочешь знать, что видел яНа воле? Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, аллитерации Эпитеты «пышные поля», « свежею толпой», «груды тёмных скал», «объятья каменные их», «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос» …. Сравнения Холмы, …. Как братья в пляске круговой… ….горные хребты, причудливые, как мечты.. Курилися, как алтари, их выси… …В снегах, горящих, как алмаз… Аллитерация Вдали я видел сквозь туман В снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ… Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил, И стало в памяти моей Прошедшее ясней, ясней…Почти полное отсутствие (р) Исповедь Гл 7И вспомнил я отцовский дом … Гл 8Ты хочешь знать, что делал яНа воле? Жил… Противопоставление позиции монахов и мироощущения Мцыри. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть отрывка. Закончить цитатный план.Исповедь – значение слова Гл 9 Мне было весело вдохнуть В мою измученную грудь Ночную свежесть тех лесов… Что значит жить в понимании Мцыри? Зачем Мцыри бежит из монастыря? Гл10 Хотя без слов,Мне внятен был тот разговор,Немолчный ропот, вечный спор С упрямой грудою камней. Что узнал о себе Мцыри за «три блаженных дня»? Гл11 Кругом меня цвёл Божий сад…Всё , что чувствовал тогда,Те думы – им уж нет следа;Но я б желал их рассказать,Чтоб жить, хоть мысленно, опять. Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок? Гл 12 Простая песня то была,Но в мысль она мне залегла… Гл 13 Держа кувшин над головой,Грузинка узкою тропойСходила к берегу. - Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой? Гл 14 Трудами ночи изнурён,Я лёг в тени. Я цель одну,Пройти в родимую страну,Имел в душе, - и превозмогСтраданье голода, как мог. - Как вы думаете, какое место занимает в поэме эпизод встречи с барсом? Сколько глав ему посвящено? Гл 15 Но, верь мне, помощи людской Я не желал… Гл16 Я ждал, схватив рогатый сук,Минуту битвы; сердце вдругЗажглося жаждою борьбыИ крови… Гл 17 Удар мой верен был и скор.…Бой закипел, смертельный бой! Победить – значит отстоять свою жизнь, преодолеть подлинную опасность. Гл18 И я был страшен в этот миг……Но с торжествующим врагомОн встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!.. Уважение к поверженному врагу раскрывает героя как воина со своим кодексом чести. Гл19 Но тщетно спорил я с судьбой:Она смеялась надо мной! Встреча с барсом Гл 20 И страшно было мне, понять Не мог я долго, что опятьВернулся я к тюрьме моей… Гл21 На мне печать свою тюрьмаОставила… Развёрнутое сравнение помогает понять трагедию Мцыри. Гл22 Мир Божий спалВ оцепенение глухомОтчаянья тяжёлым сном. - Почему Мцыри называет спасительный монастырь то тюрьмой, то пленом? Ведь монахи дважды пытаются спасти ему жизнь, дают ему кров и пищу? Сравнить 11 и 22 главы. Гл23 Я умирал. Меня томилПредсмертный бред. С помощью каких средств автор передаёт читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? Гл24 Так я найдён и поднят был… Гл 25 Увы! - за несколько минутМежду крутых и тёмных скал,Где я в ребячестве играл,Я б рай на вечность променял… - Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? Гл 26 И с этой мыслью я засну,И никого не прокляну!... - Почему Мцыри можно назвать романтическим героем? Как вы понимаете, что такое романтическая поэма? Выводы Бегство из монастыря – попытка узнать жизнь и свободно обрести истинного себя. Он жалеет о том, что перед смертью вновь оказался в темнице, которая теперь, после глотка свободы, нестерпимо давит. Сердце Мцыри жаждет испытать все чувства, какие жизнь дарит человеку, он стремится к свободе, протестует против физического и духовного рабства. Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, т.к. она враждебна его мечтам, желаниям, стремлениям. Сочинение Почему Мцыри бежал из монастыря? Вступление: коротко рассказать о побеге Мцыри. Главная часть: основные положения, являющиеся ответом на поставленный вопрос - Мцыри живёт в «земле чужой», а рвётся на родину - Он чувствует запертым в тюрьме, а мечтает о воле - Одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолевать опасности, дружить, любить Вывод: Таким образом, Мцыри бежал из монастыря, потому что жизнь в нем противоречила его мечтам, желаниям, стремлениям.