Презентация На тему: «Программа подготовки исследовательских работ для выступления на научно-практической конференции учащихся МБОУ Лицей № 3, посвященной Дню российской науки».


Аттестационная работаСлушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Меньшиковой Оксаны Борисовны, учителя русского языка и литературы.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 3» г. Саров Нижегородская область.На тему:«Программа подготовки исследовательских работ для выступления на научно-практической конференции учащихся МБОУ Лицей № 3, посвященной Дню российской науки». Краткая характеристика жанра работыДанная аттестационная работа представляет собой рабочую программу по подготовке и сопровождению учащихся лицея, выполняющих исследовательскую работу для выступления на научно-практической конференции в МБОУ Лицей № 3 г. Саров, посвященной Дню российской науки. (Из опыта работы.) Краткая характеристика образовательного учреждения, где работает авторМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 3» города Сарова создан распоряжением главы администрации № 229-П от 02.10.92 года г. Арзамас – 16 Горьковской области в сфере общего образования.Учредителем Учреждения является муниципальное образование город Саров (далее – город Саров). Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени города Сарова осуществляют Администрация города Сарова, орган Администрации города Сарова – Департамент образования Администрации г. Саров (далее – Департамент образования). Лицей создан как учреждение уровней основного общего и среднего общего образования и осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ и программ по углублённому изучению математики и физики. В дополнение к обязательным предметам вводятся во второй половине дня спецкурсы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. Ежегодно в Лицее проходит научно-практическая конференция учащихся, организаторами которой являются методический совет Лицея и Научное общество учащихся Лицея. Работа конференции на разных этапах, начиная с назначения председателя Оргкомитета, освещается через сеть Интернет на сайтах МБОУ Лицей № 3, Научного общества учащихся МБОУ Лицей № 3 и через систему электронного документа оборота NetSchool. При наличии необходимости и возможности работа Конференции освещается на специально организованном стенде. Все документы, связанные с проведением Конференции (положения, приказы, списки и т.п.) также размещаются на вышеуказанных Интернет ресурсах. Дополнительное (персональное) оповещение участников Конференции о ее ходе, результатах и т.п. не предусматривается. Применяемые автором формы исследовательской деятельностиНа основе такого признака, как количество участников применяются следующие формы организации исследовательской деятельности: индивидуальные (консультации, ведение дневник самоконтроля согласно индивидуальному плану работы, контроль за сроками и качеством выполнения исследовательской работы, оценка готового продукта) и групповые формы (лекция, беседа, встречи и консультации со специалистами (школьный психолог, учителя информатики, библиотекари), коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов работы, диагностика результатов, участие в конференции). Цель и задачи работы.Цель работы:Подготовка учащихся к выступлению на научно-практических конференциях.Задачи работы:Выявить учащихся, способных активно вести исследовательскую работу.Вовлечь учащихся Лицея в научно-исследовательскую деятельность.Организовать работу по овладению разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями.Сформировать исследовательские умения учащихся.Стимулировать процесса профессионального самоопределения и ранней профессиональной ориентации учащихся. Основное содержаниеОбоснование актуальностиОрганизация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности, применение полученных в школе знаний в практической деятельности. Структура образовательной программыПояснительная запискаДанная методическая разработка по подготовке и сопровождению учащихся лицея, выполняющих исследовательскую работу для выступления на научно-практической конференции в МБОУ Лицей № 3 г. Саров, разработана на основе Положения о научно-практической конференции учащихся МБОУ Лицей № 3, посвященной Дню российской науки. Программа подготовки к выступлению на научно-практической конференции в МБОУ Лицей № 3 рассчитана на несколько групповых занятий (если идёт подготовка двух и более учащихся) и индивидуальных консультаций в период с сентября по январь включительно, так как традиционно на первой неделе февраля в лицее проходит конференция.Методика выполнения исследовательского проекта основывается на реализации следующего алгоритма действий: выбор темы проекта; составление плана проекта; определение понятийного аппарата; ознакомление с литературой по данной проблематике; сбор материалов проекта; анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение накопленных материалов и др.; оформление материалов проекта в соответствии с необходимыми требованиями; подготовка доклада и презентационных материалов; защита проекта. Цель и задачи программыЦель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.Задачи программы:- формировать представление об исследовательской деятельности;- обучать методике проведения самостоятельных исследований;- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;- развивать познавательные потребности и способности;- развивать умение самостоятельно находить, отбирать и оформлять информацию по выбранной для исследования теме;- развить умение отстаивать свою точку зрения, выступать перед аудиторией;- формировать чувство ответственности при выполнении работы за определённый срок. Планируемые личностные результаты освоения данной программы.- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; уважение к истории, культурным и историческим памятникам;- ориентация в системе моральных норм и ценностей морали;- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в во внеучебных видах деятельности;- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; - формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, самоорганизации, саморазвитию и самовоспитанию,- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления,-ориентация на понимание причин успеха или неуспеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;-способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции. Метапредметные результаты. Регулятивные- самостоятельно ставить цели, планировать пути достижения целей, адекватно учитывать условия и средства их достижения;- преобразовывать практическую задачу в познавательную.- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Коммуникативные- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать;- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем;- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные- научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; приобретет знания об основных особенностях проведения исследований разных видов; методах исследования; правилах выбора темы и объекта исследования; правилах успешной презентации работы; - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;- самостоятельно выбирать тему исследования; видеть проблемы и аргументировать их актуальность; ставить вопросы; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения исследовательских задач в зависимости от конкретных условий;- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;- понимать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; - давать определение понятиям, осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия, обобщать понятия;- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;- презентовать свою работу. Содержание программыТема 1. Исследовательская деятельность учащегося.Тема 2. Знакомство с Положением о научно-практической конференции учащихся МБОУ Лицей № 3, посвященной Дню российской науки.Тема 3. Тема, предмет, объект исследования.Тема 4. Цель, задачи, гипотеза.Тема 5. Сбор и обработка материала.Тема 6. Методы исследования.Тема 7. Оформление исследовательских работ.Тема 8. Выполнение презентации.Тема 9. Подготовка к публичному выступлению.Тема 10. Выступление на научно-практической конференции.Тема 11. Оценка и самооценка результатов работы. Планирование работы на будущее. Планирование{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Сроки реализации:неделяТема.Деятельность учителя.Деятельность учащегося.1Что такое исследовательская деятельность учащегося.Объяснение теоретического материала.Изучение теоретического материала.2Знакомство с требованиями к работам, представляемым на конференцию.Помощь в составлении индивидуального плана работы.Составление индивидуального плана работы. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}3Что такое объект исследования и как сформулировать тему исследовательской работы.Объяснение теоретического материала. Помощь в выборе темы.Выбор темы предстоящей работы. Формулирование темы (широкая).4Что такое предмет исследования, цель, задачи и гипотеза исследовательской деятельности.Объяснение теоретического материала. Разбор примеров работ учащихся.Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования своей работы. Выдвижение гипотезы. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}5Как собрать и обработать экспериментальный материал. Как искать информацию по каталогу.Объяснение теоретического материала. Экскурсия в школьную и городские библиотеки.Ознакомление с работой с каталогом, литературой и формирование общей части литературного обзора.67Какие методы исследования существуют.Объяснение теоретического материала. Разбор работ учащихся.Подбор и освоение методов исследования. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}7Индивидуальные консультации.Помощь, корректировка и контроль за выполнением исследовательской работы.Выполнение собственных исследований89Предоставление заявки на участие в конференции.Помощь, корректировка и контроль за выполнением исследовательской работы.Сбор, обработка и корректировка собственного экспериментального материала. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}101112Индивидуальные консультацииПомощь, корректировка и контроль за выполнением исследовательской работы.Сбор, обработка и корректировка собственного экспериментального материала. Работа с уточненным списком литературы. Обработка результатов и их обсуждение.13Требования к оформлению исследовательских работ.Знакомство с требованиями к оформлению работы.Оформление работы. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}14Индивидуальные консультации.Проверка работ учащихся. Рекомендации.Предоставление текста исследовательской работы.15Как выполнить презентацию исследовательской работы.Привлечение учителей информатики и ИКТ для объяснения, как выполнить презентацию.Подготовка презентации работы.16Психологическое сопровождение.Привлечение школьного психолога для подготовки к выступлению на научно-практической конференции.Работа со школьным психологом. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}17Предзащита исследовательской работы.Проверка работы учащегося.Предварительная защита работы с демонстрацией презентации18Рецензирование работы учащегося.Представление на проверку текста готовой работы, речи выступления и готовой презентации. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}19Предзащита исследовательской работы.Обобщение, анализ, выводы.Внесение корректив в работу.20Проверка работы учащегося.Представление готовых исследовательской работы, речи выступления и готовой презентации. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}21Научно-практической конференция учащихся МБОУ Лицей № 3, посвященная Дню российской науки.Участие в составе жюри секции.Выступление на конференции22Обсуждение выступления учащегося на конференции.Рецензирование работы учащегося.Планирование дальнейшей работы по данной теме. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процессаФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.Рабочая программа подготовки исследовательских работ для выступления на научно-практической конференции учащихся МБОУ Лицей № 3, посвященной Дню российской науки.Положение о научно-практической конференции учащихся МБОУ Лицей № 3, посвященной Дню российской науки.Помещение для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью.Кабинет психолога. Информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой (школьная и городские библиотеки).Компьютер, проектор, интерактивная доска.Школьного сервер, школьный сайт, внутренняя (локальная) сеть, внешняя (в том числе глобальной) сети.Индивидуальный план выполнения работы. Отчет о посещенных занятиях. Отчет научного руководителя. Критерии оценки текста проектной работы. Основная литератураАлпатов В.М. История лингвистических учений.Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики.Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. Бондарко А.В. Функциональная грамматика.Васильев Л.М. Методы современной лингвистики.Васильев Л.М. Общие проблемы лингвистики.Васильев Л.М. Теория и методология современного языкознания.Георгиев В. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию.Гинзбург Р.С. Основы лексикологического исследования.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников.Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителяКараулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. Кацнельсон С.Д. Общее и типологическое языкознание.Левицкий В.В., Стернин И.А. Экспериментальные методы в семасиологии.Леонтович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников»Лингвистический энциклопедический словарь.Логический анализ языка. Культурные концепты. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф.Макаев Э.А. Общая теория сравнительного языкознания.Мухин А.М. Лингвистический анализ. Теоретические и методологические проблемы.Никитина С.Е. Семантический анализ языка науки. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008.Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка.Степанов. Ю. С. Метод и принципы современной лингвистики.Степанова М.Д. Методы синхронного анализа лексики.Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. Интернет-ресурсыБиблиотека журнала «Исследаватель» https://nbcmedia.ru/Библиотека Российской академии наук (БАН) E-mail:  ban@info.rasl.spb.ru. http://www.ban.ru единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ruИнформационно-справочный портал.library.ruНаучная библиотека МГУ им. М.В.Ломоносова http://www.lib.msu.suОбщие ресурсы по лингвистике и филологии www.garshin.ru/linguistics/linguistic-portals.htmlПубличная электронная библиотека. Public- library.narod.ruРоссийская государственная библиотека (РГБ).E-mail: post@rsl.ruРоссийский общеобразовательный портал. www.school.edu.ruРусская виртуальная библиотека. www.rvb.ruРусский филологический портал. www.philology.ruЭнциклопедии, словари, справочники. www.enciklopedia.by.ru Планируемые результаты- освоение учащимся универсальных учебных действий, становление субъектной позиции учащихся, развитие исследовательских способностей;- сформированность навыков исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;- способность постановки цели, задач и формулирования гипотезы исследования;- планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;- выполнение обучающимся индивидуальной исследовательской работы;- оформление и представлении результатов исследования, подготовки выступления, презентации и других форм выступлений на конференции. Методы диагностики образовательного результаВходная диагностика.Опрос: выявление заинтересованности ребёнка.Промежуточная.Наблюдение: оценка способностей учащегося для выполнения исследовательской работы, сравнение выполненной работы с работами других учащихся.Проверка индивидуальной работы: осуществляется на каждом этапе её выполнения, сравнение качества выполняемой работы в её процессе.Итоговая диагностика.Выступление на конференции: оценивание работы учащимся, руководителем и жюри, сравнение оценок. Перспективы развития исследовательской деятельности в учреждении и профессиональной деятельности автора- продолжить работу над изучением теоретического материала об исследовательской и проектной деятельности учащихся с целью расширения профессиональных знаний и практических умений;- продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся, уделяя особое внимание исследовательской, проектной деятельности;- организовывать работу с одаренными детьми и принимать участие в научно- практических конференциях, конкурсах, олимпиадах;- распространить полученный опыт организации проектно-исследовательской деятельности среди коллег. Спасибо за внимание.