Презентация Духовно-нравственное развитие дошкольников через формирование представлений о народных промыслах Орловщины»


«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,без духовности нет личности, без личности нет народа!» Духовно-нравственное развитие дошкольников через формирование представлений о народных промыслах Орловщины»  Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков. Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Я начинала знакомить с декоративно-прикладным искусством постепенно. Сначала подбирала познавательную литературу о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточняла методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучение их росписи. В начале года я отобрала  несколько видов народного промысла Орловского края: Плешковская и Чернышевская игрушка   Мценские кружева Орловский спис Чтобы показать детям орнаменты, учитывала наличие предметов декоративно-прикладного искусства в дошкольном учреждении, а также наглядный материал: репродукции, открытки, слайды, элементы декора. Начинала с рассматривания предметов, с которыми дети знакомились в предыдущей группе. Это положительно влияло на эмоциональное восприятие детей. Кроме того, восприятие знакомых предметов проходило на новом уровне, выделяя общее, дети замечали то, на что раньше не обращали внимание. На занятиях детей лучше знакомить сначала с одним видом декоративно-прикладного искусства, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие.  Постепенно выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учились понимать принципы художественного обобщения, познавали приемы творческих импровизированных декоративных образов, учились видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов. На занятиях продолжала обучение рассматриванию предметов искусства в зависимости от задач по рисованию, лепке. Знакомя детей с одним из видов народного искусства, я выделяла некоторые приемы, доступные детям старшего и подготовительного возраста: обобщенные способы лепки, Быстрое выполнение отдельных элементов  Заполнение пространства в определенной последовательности, выполняя сначала одинаковые элементы, затем остальные элементы украшения. Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяло ребенку более четко выполнять элементы, при этом вырабатывались навыки и темп рисования без пауз.   Немаловажным было показать сам процесс создания изделий народных промыслов, материалы из которых изготавливаются игрушки и чем можно заменить. Результат В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов я сопровождала художественным словом – потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера.Чтобы занятия были эффективнее, составление  узора я связывала с украшением вещи. Так, дети расписывают воротники, используя узоры Мценских мастериц кружевоплетения. С первых занятий учила воспитанников выбирать цвет для каждого элемента. Расписывая силуэты дети отлично справлялись с выбором цвета, созданием орнамента, работали над композицией. Во время проведения индивидуальной работы учитывались возможности и способности каждого ребенка.   Кроме этого в свободное от занятий время я проводила дидактические игры, развивающие воображение, память, творческое умение анализировать. Эти игры помогали детям придумывать новые композиции, запоминать росписи и отличать их друг от друга. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. После рассмотрения теоретических аспектов данной темы по приобщению старших дошкольников к искусству родного края и ее реализации можно сделать выводы:1. Дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности по следующие разделам: Мценские кружева, Орловский спис, Плешковская и Чернышевская игрушка.2. Дети стали осознанно обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие.3. Воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку.4. Занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности.5. Дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности.6. Произведения народного творчества пробудили в детях яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.Таким образом, я считаю, очень важно ознакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Ведь оно способно увлечь ребят, формируя художественный вкус, создавая творческий потенциал личности.Заключение