Презентация по татарскому языку для 5 класса «Сабантуй — национальный праздник плуга»


Тема: «Татарский национальный праздник плуга– Сабантуй.»(Наука и исследования.)Выполнил: Анисимов Никита Витальевич, ученик 5б класса МБОУ « Аксубаевская средняя общеобразовательная школа№2 »Аксубаевский муниципальный район Республики Татарстан. Руководитель : учитель татарского языка и литературы Яруллина Гульшат Минасхатовна. Татарский праздник плуга Мы позвали всех друзей.Будем петь и танцевать,Дружно, весело играть. Күңелле Сабан туйлары,Бүген бәйрәм, зур бәйрәм.Матур җырлар җырлый-җырлыйУйныйбыз әйлән-бәйлән. 1.Актуальность исследованияНа уроках татарского языка мы познакомились с темой: “Трудные времена на русской земле”. Учитель рассказал нам о нашествии на Русскую землю монголо-татарского войска. Меня очень заинтересовала эта тема, и я решила по-больше узнать о культуре татарского народа, его традициях и обычаях. 2.Определение предмета исследованияИзучая культуру, традиции и обычаи татарского народа, я намеревалась изучить конкретный татарский национальный праздник – Сабантуй. 3.Формулировка проблемы Когда появился праздник Сабантуй С чем он связан Какие особенности этого праздника Мне предстояло узнать 4.Выдвижение гипотезыЯ выдвинула гипотезу – изучая татарский праздник Сабантуй узнать, повлияла ли русская культура на формирование обычаев татарского народа, или наоборот. «Сабан» – в переводе с тюркского языка означает «плуг», а «туй» – это «торжество», «праздник». «Сабантуй» – это праздник плуга. «Сабантуй» - очень красивый, добрый и мудрый праздник. Изучая татарский национальный праздник Сабантуй, из источников я узнала, что у русского народа существует обрядовый сельский праздник "Каравон". Название праздника «Каравон», как полагают учёные, происходит от одного из старорусских вариантов слова "хоровод" и уходит своими корнями глубоко в историю. Праздник «Сабантуй» имеет тысячелетнюю историю. В старину празднование сабантуя было большим событием. К нему долго готовились. В первый день праздника дети отправлялись по дворам, собирали крупу, молоко, масло. Затем выходили в поле или к воде, где из этих продуктов готовили кашу. Праздник «Каравон» у христиан был приурочен к престольному празднику села – дню Святителя Николая Чудотворца. Долгими осенними и зимними вечерами молодые девушки и женщины шили себе и своим близким красивые платья, обязательно приталенные, с широкими юбками с оборками, белые фартуки, платки, вышивали на них цветными нитками различные растительные орнаменты: цветы, листочки, завитки. Из бархата и парчи женщины шили безрукавки – камзолы, украшали их аппликацией из кожи, цветной ткани. Для мужчин тоже готовили красивые национальные костюмы: прямые рубахи и длинные или короткие джиляны. Так называются татарские кафтаны из атласа, бархата и парчи, богато украшенные аппликацией.