Презентация на тему Экологическое воспитание на уроках химии


Экологическое воспитание в процессе обучения.Экологическое воспитание на уроках химии.Учитель химии Кононова Л.К.Васильевская ООШ Серпуховский районЗнания без воспитания – меч в руках сумасшедшего.Д.И. Менделеев. Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения.Наш современник В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал: " ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..." Сущность, методологические основы, принципы, задачи экологического образования и воспитанияВ качестве методологической основы образования в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз:первая - мир материален и представляет сложную систему связей и взаимодействий так, что изменения его элементов взаимно обусловлены;вторая - защита природы представляет применение закона отношений и взаимных действий, существующих в материальном мире; третья - человек и общество - результат эволюции живой природы и поэтому неотделимы от природы (общество и природа составляют неотделимое и противоречивое целое);четвертая - изменения в биосфере, вредные для человека и общества, обусловлены отсутствием или недостатком мер в регулировании взаимодействия общества и природы, а не научно-техническимпрогрессом;пятая - существует влияние природы на темп развития общества, но нет действия природы на характер общественных отношений Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить принципы экологического образования.1. Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников.Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает согласование содержания и методов раскрытия законовкоторые изучаются в различных учебных предметах.2. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.3. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.Взаимосвязи рационального и эмоционального многообразны и зависят от возраста учащихся. В период детства имеет место эмоционально-эстетическое восприятие среды, а не интеллектуальное. В юношеском возрасте большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. 4. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.Развивая заботу молодежи о природе родного края, своей Родины, учитель внушает школьникам мысли о том, что Рана, нанесенная природе на одном континенте, не может пройти бесследно на другом." Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи:раскрытие единства неорганического и органического мира, влияние деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой основе убежденности в необходимости бережного отношения к природе;раскрытие двойственной роли химической промышленности в отношении природы;вооружение школьников практическими умениями и навыками, позволяющими посильно участвовать в мероприятиях по защите природы. Рассматривая вопросы охраны окружающей среды, можно предложить учащимся химико-экологические вопросы и задачи. 1. Условия задач и результаты решении должны содержать практически значимую информацию.2. Эта информация должна быть тесно связана с программным материалом и реальными экологическими проблемами.3. Задачи должны быть посильны для учащихся данного класса.4. Решение задач должно опираться на возможности, на комплекс знаний по разным предметам.5. Задачи предназначены для использования при проверке, объяснении, применении и совершенствовании знаний. Химико-экологические задачи и вопросы можно разделить по содержанию на три типа:1. Задачи с химической характеристикой природных объектов.2. Задачи об источниках загрязнения, видах загрязнителей окружающей среды.3. 0 природозащитных мероприятиях и ликвидации последствий загрязнения. При изучении проблем охраны окружающей среды особая роль принадлежит химическому эксперименту. С некоторыми методами учащиеся знакомятся при выполнении лабораторных и практических работ При изучении темы “Чистые вещества и смеси” учащихся знакомятся с простейшими способами очистки и разделения смесей. С целью развития интереса учащихся к проблемам окружающей среды предлагаются задания с дальнейшей их оценкой, например:1. Найти в каких-либо печатных изданиях (газетах, журналах, книгах) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Сформулировать свое отношение к этой публикации.2. Прослушайте текст. Перечислите неправильные действия, которые совершили ребята в отношении природы. Как поступили бы вы?3. Используя свой опыт, придумайте (или опишите) ситуацию, в которой по вине человека страдает природа (ее обитатели)'.4. Охарактеризуйте экологическую обстановку:а) около дома;б) около ближайших предприятий, учреждений, магазинов;в) в ближайшем парке, лесу, на речке, озере, пруду.Что именно вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды ? Чтобы выявить уровень знаний учащихся по вопросам природоохранного характера можно провести анкетирование:Вопросы анкеты.Какая наука изучает проблемы охраны окружающей среды ?Что тебе известно о проблемах охраны окружающей среды ?Какой свой поступок ты считаешь самым плохим по воздействию на природу ?Какой поступок твоих друзей ты считаешь самым хорошим по отношению к природе ? Самым вредным ? Почему ?Что, по твоему мнению, люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природной среды?Что ты сделал, и что смог бы сделать, полезного по защите природы ?Какие общественные организации по защите окружающей среды ты знаешь ? Анализ анкет показывает, что проблемы охраны окружающей среды обсуждаются на уроках биологии, географии. физики, химии. Среди проблем охраны окружающей среды учащиеся отметили:загрязнение водоемов отходами химических производств, попадание в водоемы различных веществ в результате аварий;загрязнение атмосферы выбросами химических предприятий, транспорта;загрязнение почвы; проблемы охраны окружающей среды Большинство учащихся отмечают проблему вырубки лесов, загрязнения лесов человеком, проблему плохого состояния мусорных свалок. Дети отмечают истребление человеком животных, уничтожение растений. Отмечает также проблему образования озоновой "дыры". Заключение:. Сами по себе знания об охране природы, если они не будут сочетаться с практическими делами, не создадут у молодого человека ощущение удовлетворения от приносимой им пользы природе, а значит, и обществу. Благодарю за внимание!Используемая литература:1. Экологическое воспитаниена уроках химии. http://www.samson-corp.ru/2. Воспитание экологической культуры.http://nsportal.ru/3. Экологическое воспитание и образование.http://festival.1september.ru/