Формирование представления дошкольников о родном городе, крае и известных людях


«Формирование представления дошкольников о родном городе, крае и известных людях.»Подготовила: Трофимова Г.Р.Воспитатель МДОБУ д/с №7 Наш современник академик Д.С.Лихачёв отмечал:- «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. Цель:формирование представлений детей об историческом прошлом и настоящем города Нефтекамска;развитие эстетического восприятия, кругозора детей;воспитание интереса и любви к родному городу, гордости за труд людей, которые делают наш город знаменитым. развивать стремление знать свой город; способствовать развитию патриотического отношения к малой родине. Содержание психолого-педагогической работы по программе «от рождения до школы»1 младшая группаРодная страна. Напоминать детям название города, в кото­ром они живут.Вторая младшая группа:Родная страна. Дать первые представления о родной стране (название родного города, поселка). Знакомить с родной культурой, с изделиями (иг­рушками) народных мастеров. Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).Средняя группа Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рас­сказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах которые охраняют нашу родину ()Пограничники, морячки, летчики) Старшая группаРодная страна. Расширять представления детей о родной стране, о го­сударственных праздниках.Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать де­тям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о заме­чательных людях, прославивших свой край.Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна.Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Подготовительная группаРодная страна. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Содержание совместной деятельности педагога с детьми в процессе формирования представлений о родном городе.Воспитательно-образовательный процесс строится на основе интегративного подхода, т. е. используется интеграция всех видов деятельности и форм организации:проведение целевых прогулок, экскурсий в музеи, выставочные залы, библиотеки, театры;наблюдения, познавательные беседы, чтение соответствующей литературы;все виды игр, открытых мероприятий, конкурсов, выставок;викторины, праздники, совместный с родителями досуг. Создание условий для реализации поставленных задач:приобретение литературы, энциклопедий, пособий по теме, изучение существующего опыта;оформление выставки изделий промышленности города;создание фотоальбома памятников архитектуры нашего города, оформление альбомов с видами города;приобретение конструкторов;оформление схем, карт;изготовление и пополнение атрибутов к играм и постройкам;подборка презентаций (слайдов) по теме «Ознакомление с родным городом». сюжетно-ролевые игры («Путешествие по родному городу на автобусе», «Строим сказочный снежный городок», «Пойдемте в гости», «Буровая», «Встреча гостей города», «Мы пришли в музей», «Ателье» и др.);дидактические игры ( «Узнай на фото», «Найди дерево», «Определи дерево по описанию», «Найди нужный флаг», « Найди место недостающим элементам герба города», «Сложи картинку», «С чей ветки эти детки?», «Букет красивых слов о Нефтекамске», «Узнай, где я нахожусь», «Кому что надо для работы?», «Богатства родного края», «Подбери орнамент», «Угадай, чья одежда», «Герб города», «История родного города», «Северные россыпи», «Найди флаг Нефтекамска», «Чей костюм», «Выложи узор» и др. ) творческие и развивающие игры («Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города», «Придумай и расскажи, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе», «Расскажи, каким будет Нефтекамск через тысячу лет», «Мечтатели», «Когда я вырасту…», «Строим город будущего», «Закончи предложение», «Все ли верно, докажи», «Перестройка микрорайона», «Разбитая картина», «Мы строители», «Машина времени», «Узнай по описанию», «Кто подберет больше слов», «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», «Нефтекамские загадки», «Чудо-дом», «Зима на вкус, ощупь и запах», «Чем пахнет в городе в разное время года», «Укачай братика», «Загадай, а мы отгадаем», «Животные наших лесов», «Покажи и расскажи», «Назови герб», «Найди животное по следу», «Кто где обитает», «Найди похожее облако», «Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку»);игры народов Башкортостана ( «Гуси-лебеди», «Липкие пеньки», «Стрелок», «Биляша», «Тимербай», «Спутанные кони», «Водяной», «Кого вам?»и др.);игры-драматизации («По сказке «Кукушка», «Мышонок и олененок», «Снегирь и мышонок», «Три сына», Ягодная королева»).игры-конкурсы («Знатоки Нефтекамска», «Колесо истории Нефтекамска», «Стихи о Нефтекамске»). 1 младшая группаТемаРазвернутое содержаниеМой домЗнакомить детей с родным городом (поселком): его названием, объекта - ми (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер).2 младшая группаМой дом, мой городЗнакомить с родным городом (поселком), его названием, основными достопримечательностями. Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения. Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер)Средняя группаМой город, моя странаЗнакомить с родным городом (поселком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессияхСтаршая группаДеньнародного единстваРасширять представления детей о род ной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; Москва — главный город, столица на шей Родины. Подготовительная группаМой город, моя страна, моя планетРасширять представления детей о род ном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.Рассказывать детям о том, чтоЗемля — наш общий дом, на Земле мно го разных стран. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Планируемые промежуточные результаты освоения Программымладшая группа:Называет свой город (поселок, село).Средняя группа:Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в го­роде и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширять представ­ления о профессиях.Старшая группа:Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет.Подготовительная группа:Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К УГОЛКАМ КРАЕВЕДЕНИЯКритерии оценки: - разнообразие;- доступность расположения;- соответствие возрасту;- эстетичность;- степень участия родителей;- оригинальность.Младшие группы. Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. 1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию: - тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид); - тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии);- фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);- тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т.д.); - тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей; - тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»). 2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы. 3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах. 4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т.д.). Средняя группа. Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой поселок и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам башкирской культуры» 1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах). 2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. 3. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т.п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры. 4. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). 5. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб). 6. Элементы республиканской символики (флаг, герб). 7. Элементы муниципальной символики (герб, флаг поселка, фирменные знаки промышленных предприятий). 8. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями. Старшая и подготовительная к школе группы. Работа ведется по направлениям: краеведение, ознакомление с родной страной, республикой, государственной символикой, историческим прошлым России и Республики Башкортостан. 1. Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо». Возможен вариант — «Портфолио ребенка». 2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура Башкирии», «Знаменитые земляки», «Башкортостан (Россия) в годы Великой Отечественной войны», «Достопримечательности города Нефтекамска», «Архитектура», «Спорт». Подборка стихотворений о городе, Республике Башкортостан, России. Карта города. Символика города (флаг, герб). 3. Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Республики Башкортостан, портрет Главы республики; материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство).4. Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. 5. Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской и башкирской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме. 6. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского (башкирского) народного костюма» «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры. 7. Художественная литература (сказки, былины, предания). Художественная литература, посвященная великим соотечественникам прославившим Россию, Республику Башкортостан; их портреты. 8. Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях. Художественная литература. Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину! Спасибо за внимание!