«Клинико — психологическое исследование когнитивной сферы у младших школьников с задержкой психического развития».


ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Клинико - психологическое исследование когнитивной сферы у младших школьников с задержкой психического развития». Научный руководительк.м.н.,доцент Царегородцева С.Н. Слушатель Конюхова Г.Ф. Йошкар-Ола, 2014 Актуальность темы состоит в том, что количество детей с ЗПР растёт, поэтому необходимо их раннее выявление, коррекция таких детей и профилактика. Цель исследования – определить и рассмотреть особенности развития когнитивной сферы младших школьников при ЗПР.Объект исследования – личности детей ЗПР.Предмет исследования – познавательная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста.Гипотеза исследования – своевременное проведение коррекционно- развивающей работы с младшими школьниками с ЗПР способствует полноценному развитию когнитивной сферы (мышление, внимание, память) Задачи. Изучить литературу по данной проблеме.Установить взаимосвязь роли психических особенностей в развитии умственных способностей детей с ЗПР.Оформить рекомендации родителям и педагогам по психологическому подходу к ребёнку с ЗПРПодобрать необходимые методики для проведения исследования.Провести эмпирическое исследование ВПФ, используя эксперименты.Провести коррекционно- развивающую работу, проанализировать результаты. Методы исследования. Общенаучные исследовательские методы: теоретический анализ психологической, нейропсихологической и патопсихологической литературы, сравнительный аналитический метод.Частные клинико – психологические методы: методика исследования словесно-логического мышления Р.Амтхауэра в модификации Э.Ф.Замбацявичене; тест «Корректурная проба», тест «Заучивание 10 слов». Исследование База исследования - МБОУ СОШ №16 Г. Йошкар - Олы.Испытуемые – 22 ученика коррекционных классов (4-х) начальной школы.Этапы исследования: 1) этап констатирующего эксперимента 2) развивающие занятия 3) этап формирующего экспериментаЗначимость работы: 1)практическая –результаты исследования и составленные рекомендации могут найти свое практическое применение в деятельности психолога для разрешения учебных проблем младших школьников с ЗПР и основой развивающей, коррекционной, профилактической работы; 2)теоретическая – расширение теоретического подхода к пониманию проблемы ЗПР, как сложному явлению психологического, нейропсихологического, нейрофизиологического и педагогического феномена. Под термином ЗПР понимают синдромы временного развития психики в целом или отдельных её функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Термин появился во второй половине ХХ века, в результате бурного развития науки и техники, усложнения программ обучения в общеобразовательных школах. Появляется большое количество неуспевающих детей. Основные клинические признаки ЗПР: запаздывание развития психофизических функций,, неравномерность развития отдельных психических функций, функционально обратимый характер.ЗПР рассматривают как вариант психического дизонтогенеза.Имеет различные клинические проявления. Занимает промежуточное положение между нормой и умственной отсталостью, имеет положительную динамику при хорошо организованной реабилитационной работе.Причины: биологического и социального характера.В МКБ-10 ЗПР рассматривается в разделе «F-80 –F89» «Расстройства психологического развития». ЗПР часто сопутствуют состояния, отраженные в разделе «F90-F98»«Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте».Сложность проблемы заключается в том, что ЗПР неоднороден и полипатогеничен. Классификации С 80-х годов ХХ века используется классификация К.С. Лебединской, отражающая причинную обусловленность ЗПР. Выделяют 4 группы:ЗПР конституционального происхождения - это психофизический инфантилизм. Причина – не созревание лобных отделов головного мозга. Необходимо развивать эмоционально- волевую сферу. Такие дети внушаемы, легко поддаются влиянию, игровая деятельность преобладает над учебной.ЗПР соматогенного происхождения - длительные соматические заболевания, характеризующиеся астенией. Чаще эмоционально-волевая сфера незрелая, при относительно сохраненном интеллекте. Для них характерна утомляемость, истощаемость, возбудимость. Имеет место гиперопека.ЗПР психогенного характера. Данный вид формируется у детей, воспитывающихся в асоциальных условиях, либо в детских домах. Имеет место гипоопека. Не умеет контролировать свое поведение, характерен эгоцентризм и эгоизм. Могут быть агрессивными либо боязливыми, застенчивыми.ЗПР церебрально –органического генеза, обусловлена последствиями родовой черепно – мозговой травмы и асфиксии новорождённых. Для таких детей характерна повышенная психомоторная возбудимость нарушения настроения, общая вялость. Нарушения проявляются в эмоциональной и познавательной деятельности. Диагностические признаки. Эти признаки характерны в основном для всех форм ЗПР:Выраженное нарушение форм активного внимания.Недостаточная интегративная деятельность мозга(затруднённое узнавание нестандартных изображений)Низкая познавательная активность.Недостаточное развитие тонкой моторики рук.Двигательная расторможенность.Недостаточное или искажённое чтение и письмо.Эмоциональная неустойчивость.Повышенная утомляемость и изменчивость настроения. Синдромы ЗПР. Синдром психического инфантилизма.Церебрастенический синдромГипердинамический синдром (СДВГ)Психоорганический синдром.Данные синдромы могут встречаться как отдельно, так и в разных комбинациях. Особенности психического статуса с ЗПР В сенсорно - перцептивной сфере.В психомоторной сфере.В мыслительной сфере.В мнемической сфере.В речевом развитии.В эмоционально-волевой сфереВ мотивационной сфереВ характерологической сфере. Психологическая коррекция Это направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида, а также компенсации возможных дефектов.При проведении коррекционной работы использовалась авторская программа Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников». Эта программа направлена на развитие когнитивной сферы учащихся I-IV классов начальной школы . Этот этап проводился с февраля по октябрь 2014 г. за исключением каникулярного времени. Рисунок 1. 3 8 ниже сред 16 3 формир 8 11 1 констатир низкий средний высокий эксперим. Словесно-логическое мышление по методике Р.Амтхауэра в модификации Э. Ф. Замбацявичене _ 19 учеников 3 ученика формир 2 ученика 17 учеников 3 ученика констатир низкий средний высокий эксперим Рисунок 2 Корректурная проба (Бурдона) 11 10 1 формир 1 13 8 констатир 5 сл через50мин 6-7 сл через50мин 8-9 сл через50мин 10 слчерез50мин эксперим Рисунок 3 Результаты методики «Заучивание 10 слов». Обобщение результатов. В результате проведённой работы мы получили положительные результаты:Из 22-х испытуемых высокий уровень развития мышления - 13,6% (был - 4,5%) средний уровень - 72,7% (был -50%), ниже среднего - 13,6% (был - 36,3 %);Из 22-х испытуемых высокий уровень внимания такой же - 13,6%, (был - 13,6%), средний уровень - 86,3% (средний уровень был - 77,2%, низкий уровень был - 9%);Из 22-х испытуемых высокий уровень памяти - 4,5%, средний уровень -95,5% (был - 95,5 %, низкий -4,5%) 1 уч-ка 3 уч-ков 3 уч-ков 3 уч-ков 11уч-ков Высокий 21уч-ков 21уч-ков 19уч-ков 17уч-ков 16 уч-ков 11уч-ков Средний 3 уч-ков 8 уч-ков Ниже сред. 1 уч-ка 2 уч-ков 2 уч-ков Низкий формир констат формир констат. формир констат Память Внимание Мышление Уровни вып. работ Количественный анализ по методикам Как видно из таблицы в ходе эмпирического исследования произошли количественные изменения, свидетельствующие о положительном изменении состояния ВПФ (мышления, памяти, внимания). Следовательно, наше исследование особенностей развития когнитивной сферы младших школьников с задержкой психического развития проведено успешно. Успешная и своевременная коррекция способствует формированию устойчивой учебной мотивации, что в свою очередь является основой для зоны актуального развития. Выводы Таким образом, благодаря проведенному нами эмпирическому исследованию можно сделать следующие выводы:Поставленная цель достигнута - проведено исследование когнитивной сферы младших школьников.Мы выявили положительную тенденцию в результате проведённых исследований.В ходе проведения эмпирического исследования мы решили поставленные задачи. Экспериментальная часть исследования подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что своевременное проведение коррекционно - развивающей работы с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития способствует полноценному развитию когнитивной сферы (мышление, внимание, память) Спасибо за внимание !