Презентация по социальной психологии Этапы развития социальной психологии как науки


"Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать ок­ружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научиться им управлять". Ф. Бич Основные этапы развития социальной психологии как науки Первый этап Становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.).Определяются предмет изучения и основные проблемы. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки. Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др. В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ.Функционализм (или функциональная психология), главной социально-психологической проблемой которого является проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон,Б. Скиннер и др.). Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Социально-психологические проблема направления – столкновение влечений человека с социальными запретами.Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Мас-лоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности. Когнитивизм делает акцент на процессе познания человеком мира посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Проблема когнитивизма – принятие решений человеком.Интеракционизм (позднее символический интеракционизм), основная идея которого заключается в следующем: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов. Весь набор методов социально-психологического исследования подразделяется на методы исследования и методы воздействия.Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки.Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ - это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контенттанализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).