Презентация по философии и психологии науки Этика науки. Социальная ответственность ученого.


Этика науки. Социальная ответственность ученого. Профессиональная этика (в педагогике). Подготовила аспирант 1 курса кафедры общей психологии, психологии личности и истории психологииШироченко Е.В. Этика – от древнегреческого от греч. ethos – нрав, обычай, образ мыслей.Термин «этика» был введен Аристотелем более 2000 лет назад как обозначение особой области исследования философии. В его учении этика – это наука о нравственности, о развитии у человека таких качеств, как честность, благородство, мужество. Латинским аналогом слова «этика» является слово «мораль» ( от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, добре и зле, а также нормы поведения,вытекающие из этих правил. Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей эпохи, в свою очередь мораль часто регулируется, а также определяется наукой. Научное знание, выясняя, что можно и что нельзя в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается сфера реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора. Таким образом, наука занимается не только деятельностью, направленной на выработку объективных знаний о мире, но и выработкой определенных этических норм. В научном обществе со временем сложилась своя система этических, моральных норм, запретов, регулирующих научную деятельность - то есть этический кодекс или императивы ученого. (Императив – общее нравственное предписание)В этическом кодексе ученого находят свое отражение, общечеловеческие моральные требования и запреты. Настоящее научное творчество - моральное занятие ... Первый императив ученого - провозглашение высшего долга ученого служению Истине.Аристотель – «Платон мне друг, но истина дороже».В стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было другими внешними обстоятельствами.Второй императив ученого - провозглашает полезность его деятельности для общества. Сегодня это звучит особенно актуально, потому что научные результаты быстро внедряются в практику и дают ощутимый эффект, но необходимо помнить, что применение научных достижений может приносить не только благо, но и зло, что порождает чрезвычайно сложную проблему ответственности ученых за свои открытия. Ученый несет ответственность за возможную опасность для отдельного человека, общества, экономики или вреда для природы, которые может причинить использование непроверенныхновых научных знаний. Профессиональная этика педагога. Ежедневно педагогическому работнику приходится находить выход из нетипичных профессиональных ситуаций, решать конфликты, преодолевать противоречия в сложной системе отношений «педагог - ученик», «педагог - педагог», «педагог - родители ученика», «педагог - руководитель учебного заведения. Анализ современной философской и педагогической литературы позволяет обобщить и выделить основные три группы профессионально-этических требований к педагогу : требования к гражданину, 2) требования к профессионалу, 3) требования к личности педагога. Гуманизация и демократизация, как приоритетные направления развития образования в российском обществе, выдвигают высокие требования к профессиональному уровню педагога , его человеческой совести и ответственности. Компетентность педагога становится необходимым условием социальных преобразований, когда именно через образование требуется формировать у подрастающего поколения социально-важные качества и опыт. Содержательной основой деятельности компетентного педагога является его ценность, влияющие на формирование всей системы взаимоотношений, отношений, характерных для учительской профессии. Ведь общечеловеческие ценности: Истина, Добро, Красота - остаются моральными императивами деятельности педагога. Деятельность педагога отличается от деятельности других категорий специалистов тем, что профессия требует от него развивать и совершенствовать, кроме профессиональных качеств, личностных. Перед педагогом, как и перед врачом, профессия предъявляет особые требования. Никакие профессиональные качества не компенсируют человеческое равнодушие, невоспитанность, грубость, агрессию по ученика, безответственность. Этика является неотъемлемой частью педагогического воздействия. Ведь педагог постоянно находится в состоянии морального выбора. Все отношения, складывающиеся в условиях педагогической деятельности, являются производными от уровня сформированности у учителя его профессиональной этики. В этой связи В. О. Сухомлинский отмечал, что учитель, осуществляя процесс обучения и воспитания молодежи, призван заботиться о целостности своего нравственного «Я». При этом профессиональная этика содержит совокупность моральныхнорм, которые определяют отношение работника к своему профессиональномудолгу, а через него - к людям, с которымион контактирует в процессе деятельности. Итак, профессиональная деятельность педагога и ее результат должны быть оценены обществом не только в аспекте знаний учащихся , которых учил этот педагог, но и с позиции нравственных инвестиций, примеров нравственного поведения в меняющихся ситуациях учебной жизни. В связи с этим встает вопрос четкого определения этических измерений педагогической профессии - под ними подразумевается совокупность этических требований к последней, моральных регуляторов деятельности педагога. Он всегда является носителем общественных целей, достижению которых, соответственно, подчиняет и средства педагогического воздействия. Именно выбор средств по достижению цели может по своей сути противоречить этическим измерениям. Моральная регуляция педагогической деятельности осуществляется благодаря специфической дифференциации моральных норм на нормы-запреты, нормы-рамки, нормы-образцы . Все нормы педагогической этики по своей сути не является руководящим инструментом деятельности учителя, их реализация требует от него душевной энергии, творческих сил, педагогического такта, позволяющие применять ту или иную норму в конкретной ситуации. Большинство ученых, педагогов, психологов для педагогической профессии выделяют такую ​​моральную норму, как любовь к ребенку. Она присутствует в системе педагогической морали каждой исторической эпохи. Таким образом, в условиях реализации новой парадигмы образования, суть которой определяется процессом гуманизации, через профессиональную этику педагога как форму его нравственного отношения к педагогической деятельности и ее участникам, трансформируются духовные и культурные ценности общества, происходит гармоничное развитие человека как личности. Регуляция профессионального поведения педагога на основе этики способствует эффективному решению им противоречий в образовательном процессе, преодолению возможных конфликтов, а также поиска новых путей собственного самосовершенствования и самореализации. «От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский СПАСИБО СПАСИБО