Презентация Приёмы технологии Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)


Приёмы технологии «Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Долбилова О.А., учитель русского языка и литературы ОУ №3 Противоречия дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала недостаточно высокий уровень развития мышления и, прежде всего, критического Критическое мышление предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них Приёмы ТРКМ 1) Чтение с остановками Чтение с остановками и Вопросы Блума - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов. Е.И.Замятин. Рассказ «Огненное «А»2 остановка (до слов «И вот – великая ночь.»)- Опишите замысел ребят.- Как вы объясните уверенность «великих второклассников» в контакте с марсианами? Откуда она взялась?- Предположите, что будет дальше.3 остановка (до слов «Трое, самых верных…»)- Вы волнуетесь за героя, почему?Читаю до конца.- Почему автор устранил счастливый конец? 2) КластерыЭто способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». 3) Ключевые термины.Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ: Мальчики, взрослые, марсиане, дрова, буква «А», подзорная труба. 4) Перепутанные логические цепочки.Используя антонимы, исправьте логические ошибки Эта сказка такая неинтересная и скучная, что я её прочитал на одном дыхании. Кристофер Роббинс очень злой персонаж, так как он всем помогал. У Винни было очень много врагов, так что его все любили. 5) Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Определение (8 класс)  3. Управление, примыкание4. Согласованное и несогласованное5. –наречие  - н.ф.глагола  - словосочетание  - сравнительная степень    прилагательного   1. Качества, свойства, признаки предметов и явлений. 2. Какой? Чей? Который? 3. Согласование 4. Волнистая линия 5. -Прилагательное,    -причастие, -местоимение,               - порядковое числительное                         Узнал Знаю 6) Верные и неверные утверждения Однородные члены предложенияОднородные члены в предложении всегда выделяются запятыми. Подлежащие и сказуемые никогда не могут быть однородными. Однородные члены могут отвечать на разные вопросы.Перед союзом И всегда ставится запятая. 7) Синквейн и диамант. Антонимы (5 класс)ДоброДружелюбное, безобидное.Воспитывает человека, помогает и радует.Хорошее, замечательное – плохое, недружелюбное,Губит человека, делает гадости, создаёт проблемы.Нехорошее, несправедливоеЗло. 8) Корзина идейСуществительные собственные и нарицательные.Молодой Н(н)арцисс был великолепен.- Какую букву вы выберете? «Идеи» учащихся могут быть такими: -Может быть, с большой буквы, если это одушевлённый предмет. -Может быть, с маленькой буквы, если это предмет неодушевлённый. -Если фамилия или имя, то с большой буквы) 9) «Шесть шляп»Е.И.Замятин. Рассказ «Огненное «А»Белая шляпа называет все основные эпизоды рассказа; чёрная шляпа должна назвать эпизод, когда было особенно страшно и хотелось изменить замысел автора; синей шляпе надо ответить на вопрос: «Считаете ли вы разумным то, что делали мальчики? Почему?»; красной шляпе предстоит выразить свои эмоции и чувства по прочтении рассказа; жёлтая шляпа отвечает на вопрос: «Что вы читали или слышали о Марсе? Что знаете о полётах на эту планету?»; зелёной шляпе требуется продолжить рассказ, какой способ контакта предложили бы вы.