Презентация на тему Использование дидактических игр и упражнений в развитии словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста


Использование дидактических игри упражнений в развитии словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста Ягунова Татьяна Александровна МБДОУ №4 «Солнышко» ЗМР РТ «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»        В.А. Сухомлинский. С помощью дидактических игр Дети учатся:различать и определять форму, величину предмета, цвет;ориентироваться в пространстве; сравнивать и группировать предметы по внешним признакам по их назначению; решать задачи; рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения;применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать познавательные способности, находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.У детей воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость. Игры с предметамиЧудесный мешочекДикие-домашниеФрукты-овощиЧто пропало? Настольно-печатные игрыПомогают усвоению порядка следования чисел натурального рядаУпражняют в прямом и обратном счетеДети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20) и сопровождать словами свои действияПримеры: «Какой цифры не стало?»,«Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей».«Задумай число», «Число как тебя зовут?» «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?»«Считай не ошибись!» Игры с цифрами и числамиЧИСЛОВОЙ РЯДЦель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.В КАКОМ ВАГОНЕ?Цель: упражнять в логических рассуждениях  на основе понимания правил порядкового счета. НАЗОВИ ЧИСЛОСОСТАВ ЧИСЛАЮНЫЙ МАТЕМАТИКНАЗОВИ СОСЕДЕЙ 2. Игры путешествие во времениПомогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательностьПримеры:Живая неделяНазови скорееДни неделиКруглый годДвенадцать месяцевРазложи по порядкуВремена годаНазови пропущенное слово 3. Игры на ориентировку в пространствеНайди похожуюРасскажи про свой узорМастерская ковровХудожникПутешествие по комнате Игры - лабиринтыВ игровой форме приводятся задания на развитие речи, мелкой моторики, памяти и смекалки.Игры совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, словесно-логическое и творческое мышление. Зоркий глаз Путаница Что я вижу 4. Игры с геометрическими фигурамиИгра «Волшебный квадрат» В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу,этим важным мыслительным операциям, используемым в интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы. Кубики Никитина Палочки КюизенераЭто пособие способствует развитию творчества, воображения, мышлении, фантазии, наглядно- действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания, конструкторских способностей. Занятия облегчаются специальными пособиями с яркими рисунками. По изображению ребенок выкладывает палочки как мозаику и у него получается объемная картинка. ТАНГРАМ древняя китайская головоломкаИз геометрических фигур можно составить силуэты людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т.д. Развивающая игра-конструктор«Колумбово яйцо» Словесные игры Бывает – не бывает; Хорошо – плохо; Звонкий мяч; Я знаю…; Небылицы; Птица, рыба, зверь…;Лес, озеро, болото; Бегите ко мне!; Похож – не похож; Загадки; Логические задачи; Проблемные ситуации и др.Влияют на формирование и развитие:памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной;воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;восприятия- степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;наглядно-образного и логического мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению;произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость;слухового внимания, умения прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Через игру ребенок познает окружающий его мир, а также учится взаимодействовать с ним. Именно в игре ребёнок обучается полноценно общаться со сверстниками, подчинять свои желания игровым правилам, развивает психические процессы, среди которых восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание, формирует свои первые нравственные чувства. Игра является своеобразным способом вхождения детей во взрослый мир, репетицией взрослой жизни для ребенка, которая готовит его к учению и труду.