Презентация по русскому языку на тему Страна Фразеология


Страна Фразеология Проект ученика 4 А классаМОУ СОШ №1 Сидоренко НикитыРуководитель: Забугорнова Н.Г. Цель: Познакомиться с фразеологизмами – одним из лучших средств выразительности нашей речи.Углубить свои теоретические знания по данной теме. Задачи: подобрать литературу по теме;научиться пользоваться фразеологическими словарями и справочниками;уметь использовать фразеологические обороты в устной и письменной речи. Гипотеза: я надеюсь, что данная проблема заинтересует многих школьников. Речь станет более богатой и выразительной, если в ней использовать фразеологические обороты. Фразеология: фразис - «ВЫРАЖЕНИЕ» и логос – «УЧЕНИЕ» Что такое фразеологизм? Почему такие объявления вызовут улыбку? Вставляю палки в колеса Обучаю игре на нервах Куплю хорошо подвешенныйкопченый язык Фразеологизмы – это устойчивые сочетания, образующие смысловое единство и выполняющие функцию отдельного слова. Слова, составляющие фразеологизм, ВСЕ ВМЕСТЕ значат совсем не то, что они же значат по отдельности. Поэтому и вызывают улыбку приведенные объявления и рисункиВ свободных словосочетаниях одно слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу (ср.: читаю книгу, просматриваю книгу, читаю роман, читаю повесть,). Фразеологизмы такой замены не допускают. Никому не придет в голову вместо «кот наплакал» сказать «кошка наплакала», вместо «раскинуть умом» - «разбросить умом» или «раскинуть головой». Высказывания. Фразеологические единицы представляют собой фонд выразительных средств языка…Подавляющая масса фразеологических единиц относятся или к экспрессивной речи книжного, риторического типа, или наоборот, экспрессивной речи разговорно-сниженного типа, т.е.имеет в речи резко выраженную стилистическую функцию. С.И.Ожегов «Каждый фразеологизм существует в нашей речи до той поры, покуда отдельные элементы, входящие в его состав , незаметны, неощутимы для нас…» - К.И. Чуковский . Виноградов В.В. «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» Источники фразеологизмов: Песни, сказки, притчи, пословицы народа (добрый молодец; горючими слезами обливаться; молочные реки).История народа (Мамай прошёл; засучив рукава).Традиции, обычаи, обряды (на зубок; отвести глаза).Профессиональная речь (сойти со сцены – из речи артистов; в час по чайной ложке – из медицины). Словари: «Фразеологический словарь русского языка» под ред. Александра Ивановича Молоткова. (В 2007 году словарю исполнилось 40 лет).«Школьный фразеологический словарь русского языка» /Составители: Влас Платонович и Александр Власович Жуковы. «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жуков В.П. И Жуков А.В. Проблема Украшают ли фразеологизмы нашу речь? Нужны ли они? Когда их уместно употреблять? Опрос учащихся. Что такое фразеологизм? Что такое крылатое выражение? Не ответили ничего человек человек человек Русский язык богат фразеологизмами Светлая голова Кладезь премудрости Семи пядей во лбу Ума палата Голова на плечах Выводы: - Познакомился с фразеологизмами – одним из лучших средств украшения нашей речи. - Узнал много нового и интересного.- Научился отбирать и систематизировать материал по определенной теме, выделять главное. - Познакомился и научился пользоваться фразеологическими словарями – находить значение определенных фразеологических оборотов. - Учился проводить социологический опрос, обрабатывать данную информацию. Список литературы. Жуков В., Жуков А. Школьный фразеологический словарь русского языка.- М.: 1994.Фразеологический словарь./Под ред. Молоткова А.-М.: 1998