Анализ рассказа Л. Н.Андреева «Баргамот и Гараська». VII класс


Анализ рассказа Л.Андреева Баргамот и Гараська Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Большешатьминская СОШ» Красноармейского района Чувашской РеспубликиАнтонова Татьяна Геннадьевна Рассказ «Баргамот и Гараська» Впервые был напечатан в пасхальном номере газеты «Курьер»от 5 апреля 1898 года. Сотрудником этой газеты он был до 1904 года. Сам Андреев назвал его подражанием Диккенсу. Этот рассказ Андреев считал началом своего творчества. Рассказ был замечен М. Горьким, знакомство с которым открыло молодому писателю дорогу в содружество московских писателей «Среда», в издательство и альманахи «Знание». Принято считать, то «Баргамот и Гараська» и другие ранние рассказы Андреева – яркое свидетельство его приверженности классике и демократическому крылу русской литературы. Г.Орёл- родина Леонида Андреева. В1874 году дом построил отец, Николай Иванович Андреев. Он был большой, красивый – 10 комнат. Леонид был старшим из 6 детей Андреевых. Здесь была его любимая «маточка», с которой он на протяжении всей жизни ощущал «самую близкую душевную связь».это она давала ему самые первые уроки доброты, самоотверженного служения семье, детям. Дом-музей Леонида Андреева в Орле – улица 2-я Пушкарная, 42 Место действия многих произведений Андреева Отцовский дом, церковь Михаила Архангела, гимназия, в которой Андреев учился с 1882 года, и населённые «сапожниками, пенькотрепальщиками, кустарями-одиночками и иных свободных профессий представителями» Посадские, Пушкарные, Стрелецкие улицы . Церковь Михаила Архангела в г. Орле Дар живописца Помимо литературного, обладал даром живописца. Современники были уверены: если бы что-то помешало Андрееву стать писателем, он обязательно состоялся бы как художник. Увлекшись фотографией, Андреев и в этом искусстве достиг вершин мастерства, оставив потомкам великолепные цветные стереофотографии(автохромы). Через поля Критики о Леониде Андрееве А. Ремизов- «первый русский писатель», «литературный крёстный отец»И.Бунин – «настоящий талант»А.Блок – статьи «Безвременье», «О реалистах», «О драме»В.Брюсов – назвал «Жизнь человека» «пятикартинным недоразумением в плохой прозе». Но признаёт наличие у него фантазии, «своего стиля», «умения изображать, рисовать чётко, выпукло, ярко».М.Горький – «очень талантливый парень».Высокую оценку давали его произведениям В. Воровский, А.Луначарский, К.Чуковский и другие. Словарная работа пасхальная лексика (словарь В.И.Даля) Разговляться -РАЗГАВЛИВАТЬСЯ или разговляться, разговеться чем, разрешить себе скоромную пищу, поесть, после поста, впервые скоромного. По старинному обычаю, на пасху весь дом, и с чадами и с домочадцами, разговляется вместе с хозяевами.Говеть -гавливать стар. жить, быть; || благоговеть к кому или перед кем, уважать, почитать кого в высшей степени. || Готовиться к исповеди и причастию, постясь и посещая церковь. || Поститься, ничего не есть.Обедня - Главная церковная служба у христиан, совершаемая утром или в первую половину дня; литургия.Великопостные колокола - колокола, благовествующие во время Великого поста.Благостная весть - приятная, умиротворяющая, приносящая благо. Похрист′осоваться- поцеловаться троекратно, поздравляя с праздником Пасхи Что вы знаете о пасхе, каков его смысл? «Пасха» в переводе древнееврейского языка означает «переход», «избавление».Христиане верят , что с ними произойдёт то же самое, что с Иисусом Христом – они воскреснут. Древний славянский корень «крес» означает «жить, сиять, сверкать». Воскресение – день возобновления жизни. Праздник из праздников, торжество из торжеств. В чём жанровое своеобразие рассказа?Признаки жанра пасхального рассказа Признаки жанра:Приуроченность к Пасхе и праздникам всего Пасхального цикла -Троице, Страстной, Святой неделям, Духову дню, Вербному воскреснью..Назидательность рассказа- учит добру и Христовой любви; призван напомнить евангельские истины. Его сюжеты — "духовное проникновение", "нравственное перерождение человека", прощение во имя спасения души, воскрешение "мертвых душ", "восстановление" человека. Когда происходит действие рассказа? Почему так тошно на душе «городового бляхи №20 Баргамота?Как изменились пушкари(то есть жители Пушкарной улицы) перед Христовым воскресением? Почему автор подробно описывает нравы Пушкарной улицы? Какие они? Пушкари известны своим пьянством, крикливостью, сквернословием, но в этот праздничный день они другие. Как вы понимаете значение выражения «гомерическая драка» «гомерический смех» - неудержимый необычной силы смех – от описания смеха богов в поэме Гомера «Илиада».Автор, описывая нравы Пушкарной улицы, помогает нам лучше представить себе Баргамота «каменным оплотом», о который разбивалась буйная волна пьяных пушкарей». Баргамот Почему его так прозвали?Какое у него настоящее имя?(Иван Акиндиныч Бергамотов).А почему автор даёт своему герою такую фамилию?Автор иронизирует над своим героем, противопоставляя его грубоватость такому «нежному и деликатному плоду, как бергамот». Как автор характеризует своего героя?В каких словах мы чувствуем авторскую иронию?«высокий, толстый, сильный, громогласный»; «видная фигура на полицейском горизонте»; маленькие заплывшие глазки»; сравнения с «куском мяса», с «мастодонтом», то есть крупным ископаемым животным, которые «за недостатком помещения давно уже покинули землю»… Ирониясловарь литературоведческих терминов От греч. Еironeia – притворство, насмешка.1. Вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому. 2. Вид тропа: оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки: вопрос«Откуда, умная бредёшь ты, голова?»(И.А.Крылов) обращён к ослу. Что вы можете сказать о его умственных способностях?-Он был дубиной, хоть исполнительной. Мозг его был неповоротливым. Твёрдо знал лишь инструкцию для городовых. Усвоена она им «когда-то напряжением всего громадного тела».Немногие истины были добыты путём житейского опыта.Какой силой обладал Баргамот? Какие выразительные средства языка помогают нам представить его силу ?Подумайте над выражениями «непомерная силища», «несокрушимая солидность».Почему же нам симпатичен этот человек? Гараська Расскажите о втором герое рассказа.Найдите те моменты в рассказе, где автор, знакомя нас с Гараськой, использует юмор.Какие превращения происходят с Гараськой накануне Христова воскресенья? Юмор От англ. humor – комизм, причуда, нрав < лат. humor – влага; восходит к древним представлениям о том, что четыре телесные жидкости определяют темперамент человека) – вид комического : способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке; смех, имеющий своей задачей не обличение, а указание или намёк на недостатки, которые не носят характера пороков. Как меняется настроение и поведение Баргамота?Какие чудеса происходят в доме Баргамота?Как заканчивается рассказ?Что вы можете сказать о композиции рассказа? Можно ли сказать, что у рассказа открытый финал?В чём смысл рассказа? Чему он может нас научить? Символы В ранних рассказах Андреева важную роль играет символ, с его помощью обычные явления и предметы приобретают глубокий философский смысл, появляется второй –метафизический план повествования. Символ Символ – (от греч. Symbolon – знак, опознавательная примета) – универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например в математике), метафоры и аллегории, С. имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой ёмкостью. С. известен с древнейших времён (древние мифологические образы-символы у разных народов, архетипы, христианские С. – Ад, Чистилище,Рай и т.п.). С. не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на воспринимающего(читающего, слушающего, смотрящего и т.п), «внушить» определённое впеатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении глубинную,скрытую сущность. Художественная задача С. – влияя на чувства, воображение, эмоции, пробудить готовность воспринять идеальные(нематериальные) понятия, а не объяснить их логически; дать некий намёк, указание на существование у изображаемого сокровенное смысла и стать «проводником» к нему (Вячеслав Иванов). «Категория С. указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего символа, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного»(С.С Аверинцев) Символы в рассказе Какие символы в рассказе помогают раскрыть внутренний мир героев, выявить зависимость реального от «непостижимой тайны инобытия»?Символы – куличи, пасха, крашеные яйца.Пасхальное яичко, нечаянно разбитое Баргамотом, помогает восстановлению временного согласия между противниками: вечным нарушителем порядка, пьяницей Гараськой и его блюстителем – Баргамотом, подтверждает единство всех перед лицом Бога и одновременно является приукрашенным образом мира, намекает на временность согласия и добра: необычно трезвы и смиренны мужики, идущие в церковь(завтра они вернутся в своё обычное состояние), необычно Метафизика 1. Философское учение, утверждающее неизменность раз навсегда данных и недоступных опыту начал мира.2. Недиалектический способ мышления – рассмотрение явлений вне их взаимной связи и развития.3. Что-н. непонятное, заумное, чересчур отвлечённое (разг.)Прил. метафизический -1 и 2 значения Образ повествователя. Что вы можете сказать об образе повествователя в рассказе?Какова позиция автора? Образ повествователя Условный носитель авторской( то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведётся повествование; субьект речи(повествователь). О.п. проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных О.п. в драме авторская речь сведена к минимуму(ремарки) и не звучит на сцене. Язык рассказа Найдите меткие выражения, удачные сравнения.«бергамот – нежный и деликатный плод», «мозгляки-людишки»( мозгляк - слабый, тщедушный, хилый человек)- выражает одновременно и ироничное, и ласковое отношение автора;«громогласный»- слово с неполногласием – возвышенного стиля»«длани»- устар., книжн., поэт.«степеней известных»- крылатое выражение ( Грибоедов «Горе от ума»)«душа погружена в богатырский сон»- «богатырский сон» – русское выражение, восходит к сказкам, где богатырь спит крепким сном.Много фразеологизмов : «точка опоры», «навострить лыжи», «суконный язык»(невыразительный, бедный, неграмотный ), «в чём душа держится» «входил в обычную колею»(возвращался к привычному образу жизни), «поддать жару».Вся соль Гараськиных острот - Соль (иноск.) острота ума, ѣдкая васмѣшка. Яндекс.Словари › Сборник образных слов и иносказаний. — 1904«наклюкался»- груб., простор.- напиваться , «имел обыкновение шествовать»- высок. стиль Какие художественные средства вы заметили в произведении?Эпитеты «несокрушимая» солидность, «непомерная силища», «непоколебимый» Баргамот, «благообразные» пушкари, «благостная» весть, «тернистый» путь добродетели, «кроткие» упрёки(по отношению к столбу), «бездонная» Гараськина душа «сократовский» метод(метод опровержения, метод встречных доводов)Жёны «растрёпанные, простоволосые»«буйная»волна пьяных пушкарейСравнения «как о каменный оплот», уподобляясь могучему буксиру»Олицетворения «трясясь от дряхлости и страха за своё существование», могла быть спокойна» (хибарка) Отрепья , делавшие серьёзно вид, что они прикрывают тело. Лыжи находились в дурном состоянии. Какие приёмы комического часто встречаются в рассказе? Приём контраста, уподобления, преувеличения, иронии.Противопоставляются пушкари с одной стороны местом жительства, а другой – духовной стороны «пушкари – проломленные головы».Баргамот «в области международных отношений» и «в сфере внутренней политики»«деревянные устои» дома и «устои семейного союза»Марья, с одной стороны, мужа уважала, а с другой – вертела им с лёгкостью Стиль Андреева Андреевский стиль – это смешение методов, направлений, способов художественного освоения действительности. В его прозе можно отыскать «следы» Ф. Достоевского, И.Тургенева, Л.Толстого,А.Островского, А.Чехова. «Перекликался он в творчестве и со своими современниками: реалистами- М. Горьким, И.Буниным, Б.Зайцевым, символистами – А.Блоком, А.Белым, Ф.Сологубом. Андреев всегда стремился «быть свободным как художник». В русской литературе он стремился занять «промежуточное» положение. Тест 1. Жанровое своеобразие рассказа в том, что это:а) рождественский рассказ;б)святочный рассказ;в)пасхальный рассказ.2.Впервые был напечатан в газетеа) «Курьер;б) «Знание»;в) «Среда».3. Родина Леонида Андрееваа) г. Москва;б) г. Орёл;в) г. Курск 4. Помимо литературного, Леонид Андреев обладал даром а) живописца;б) музыканта;в) артиста.5.Пушкари в рассказе названы а) по профессии;б) по отношению к месту жительства ;в) с духовной стороны6.Символы в рассказеа);куличи, пасха, крашеные яйца;б) столб, фонарь;в) «селёдка», участок.7. Выражение «суконный язык» является а) метафорой;б) фразеологизмом;в)сравнением 8.Гараську зовут а) Александр Андреич;б) Андрей Герасимович;в) Герасим Андреич9. разговляться – значит :а) поститься;б) есть скоромную пищу;в) не есть ничего, голодать.10.Баргамот был:а) хозяйственный, рачительный;б) ленивый, неисполнительный, безответственный;в) умный, сообразительный, нестрогий11. У рассказа финала) счастливый;б) открытый;в) печальный. Ключи 1в2а3б4а5б6а7б8в 9б10а11б