Презентация по использованию технологии развития критического мышления на уроках биологии


Акманаева Светлана Витальевна Учитель биологии высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Набережные Челны, Республики Татарстан 2016 год Современные педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Мастер – класс«Формирование познавательного интереса учащихся на уроках биологии путём использования технологии педагогических мастерских» Августовская конференция по теме«От педагогических технологий к образовательным результатам: содержание, деятельность, качество» 1. Уметь самостоятельно приобретать знания; 2. Работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; 3. Применять знания на практике для решения разнообразных проблем; 4. Самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; 5. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Отсюда возникают проблемы: Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению? Решить многие из этих проблем поможет образоательная технология развития критического мышления через чтение и письмо - РКМЧП Цель данной технологии: формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, работать с информацией, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств и принимать взвешенные решения, выражать себя ясно и уверенно. Конечным результатом может служить повышение качества образования, социализация личности ученика, развитие универсальных учебных действий согласно ФГОС. Работая по данной технологии можно успешно развивать УУД: личностные (смыслообразования, ориентация в межличностных отношениях); познавательные (умение ставить учебную задачу, структурировать полученные знания); коммуникативные (умение вступать в диалог); регулятивные (планирование, корректировка плана). Дидактические особенности технологии: 1. Обучение направлено на формирование обобщённых знаний, умение графически оформить текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию; 2. Появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;3. Создаются условия для вариативности и дифференциации;4. Формируется направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении. Конструктивизм (основа) технологии: трёхфазовая структура урока. Вызов – (восстановление в памяти – пробуждение любопытства), подготавливает, настраивает на ту информацию и процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.Осмысление – осознание значения новой информации (смысловая стадия), предполагает ввод новой информации.Рефлексия (размышление), является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности. 1 стадия 2 стадия 3 стадия Вызов Осмысление Рефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, осмысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Приемы, которые я использую в данной технологии. 1) «Верите ли вы, что….»2) Проблемные, «толстые и тонкие» вопросы.3) Рассказ - предположение по ключевым словам.4) Перепутанные логические цепочки.5) «Инсерт». Стадия вызова: Стадия осмысления: 1) Методы активного чтения: «фишбоун», «идеал».2) Ведение различных записей; бортовой журнал;3) Поиск ответов на поставленные в первой части урока.4) Кластеры. Стадия рефлексии: 1) Резюме (Я понял(а), что…).2) Синквейн;3) Устный круглый стол;4) Написание творческих работ;5) Исследование по отдельным вопросам. Приём «верите ли вы, что…» из всех овощных семян боб самый крупный и тяжёлый; замоченные семена гороха проклёвываются на 3 день; горох, фасоль, бобы- растительное мясо; бобовые живут в симбиозе с бактериями; плод у гороха - боб; больше всего масла во всем мире производится из арахиса; лепестки цветка бобовых называют – парус, вёсла, лодочка; бобы отдельных видов употребляют в качестве фруктов; из семян сои в Китае изготовляют творог, сыр, говядину, рыбу. ( Семейство Бобовые) в митохондриях происходит окисление органических веществ с образованием энергии. хромосомы – носители наследственной информации. в лизосомах происходит биосинтез белка. хромосомы содержатся в комплексе Гольджи.Кожу называют « зеркалом здоровья и болезни»;секрет потовых желёз не имеет запаха;кожа формирует роговые образования: ногти и волосы;кожа- сложный орган со многими функциями;этот орган постоянно отмирает и рождается вновь;кожа тесно связана с нервной системой;в коже происходит образование витамина Д;2% кислорода в организм поступает через кожу;молочные железы – это изменённые потовые железы. Проблемные ситуации во всех классах: На одном из островов произошло извержение вулкана. Все живые организмы погибли. 10 лет остров был мёртвый, а на 11 год появились цветковые растения. Откуда они взялись? В народе говорят: « Когда это было? При царе Горохе!» Что это означает?Долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксантории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника - самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно было отнести? В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившейся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надёжного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось. Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как? «тонкие» вопросыКто ….. ?Что ……. ?Мог ли ……. ?Когда ………. ?Ответы на них находятся непосредственно в рассматриваемом материале. «толстые» вопросыОбъясните почему……..?В чем различия………..?Что, если………….?Предположите, что будет, если…………….?Ответы на них предполагают поиск других источников информации. Нет органов и тканей Хлорелла, ламинария Низшие растения Примеры кластеров на уроках биологии: Таллом Йод, альгиновая кислота, агар-агар Генетика Опыты с горохом Чистые линии Грегор Мендель Ген, аллель Биоинженерия ДНК, хромососы Кластер (в переводе с английского -«гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия. Прием «Кластер»6 класс «Цветковые растения» Приём инсерт (I- interactive, N- notion, S- system, E- effective, R- reading, T- thinking) – маркировка текста на полях значками по мере его чтения или интерактивная, познавательная технология эффективного чтения Делает зримым процесс накопления информации.«! » – уже знал«+» – новое«-» – думал иначе«?» – не понял, есть вопросы. Стратегия «Инсерт» на уроке биологии в 9 классе. Тема: «Сущность жизни, свойства живого» Значки Ключевые слова ! Живые организмы это бактерии, грибы, растения, животные. + Метаболизм-процесс обмена веществКатаболизм – энергетический обмен.Анаболизм-пластический обмен. – Процессы фотосинтеза и дыхания представляют собой механизмы получения питательных веществ и энергии. ? В чем преимущество дыхания кислородом воздуха? Приём ФИШБОУН «Fishbone» - рыбная кость С его помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”. Фишбоун на уроке биологии в 9 классе.Тема: «Агроэкосистемы». Причины высокой продуктивности и неустойчивости агроэкосистем. Дополнительное вложение удобрений и физического труда. Отсутствие разветвленных цепей питания, низкое биоразнообразие с преобладанием монокультуры. Агроэкосистема-искуственная система созданная человеком для удовлетворения своих потребностей. Существование агроэкосистем (пшеничное поле, яблоневый сад) ориентировано на получение продукции в кратчайшие сроки. Агроэкосистема не сможет существовать без поддержки человека. Использование терминологических карт в технологии развития критического мышления на уроках биологии.При подготовке к сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы старшеклассники сталкиваются с большим количеством терминов, смысл которых надо объяснить, а иногда и написать. В этом случае знания греческих и латинских корней слов помогает понять значение терминов и выбрать верный вариант ответа даже тогда, когда материал вам незнаком. Это моё нововведение в данной технологии. Работая с тестами можно превратить их из инструментов контроля, в инструмент обучения! Приставка, корень (греческое происхождение) Значение приставки или корня Био- жизнь. Пери- вокруг, около. Фит-, фито- растение, растительный. -троф, трофо- -кормящий, питающийся. Псевдо- ложный Экзо- снаружи Синквейн ( пятистрочная стихотворная форма) как инструмент для синтеза сложной информации, оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Биология Человек Интересная, обыденная Хитрый, умныйОткрывает, знакомит, интересует Потребляет, не задумываясь, Биология – наука о жизни. Стал диктатором природы! Неизведанная. Глупец. Экосистема Стабильная, сложнаяПоддерживает все живые организмы.Основа биосферыЧасть природы. Процесс фотосинтеза начинается с (темновой, световой) фазы.За анафазой митоза следует … митоза.При кроссинговере происходит удвоение хромосом. (исправь ошибку)В правильной последовательности расположите стадии развития насекомого: личинка, куколка, яйцо, имаго. Написание эссе, сочинения- рассуждения, научно-исследовательских работ. После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. Примеры тем: 1. Зачем нам трансгенные растения?2. В природе побеждает сильнейший.3. Утилизация мусора как способ сохранения благоприятной окружающей среды. Научно-исследовательские работы впервые применяются мной в данной технологии. Они учат учеников грамотно ставить задачи, осмысливать методы исследования, правильно излагать результаты своей работы, умению за отведенное регламентом время излагать суть своей работы. Даже чисто реферативная работа безусловно полезна, так как учит работать с литературными источниками. Участвуя в олимпиадах, конкурсах учащиеся показывают хорошие знания и высокие результаты. Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю. Факторы среды рецепторы нервные импульсы ЦНС нервные импульсы орган гипоталамус гипофиз эндокринные железы го гормоны . . . , Что даёт технология развития критического мышления учителю: 1. Умение создать в классе атмосферу открытости, комфортности и ответственного сотрудничества;2. Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;3. Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;4. Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. 1. Повышение эффективности восприятия информации, интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;2. Умение критически мыслить;3. Умение ответственно относиться к собственному образованию, работать в сотрудничестве с другими;4. Повышение качества образования учеников;5. Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Что даёт технология развития критического мышления ученику: Трудности, которые может испытывать педагог, работая в данной технологии. 1. Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно (как и другой любой). Не на каждый урок технология применима. Иногда урок приходится сдваивать, формировать модуль. 2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.3. Большие моральные, временные и материальные затраты. Качественная подготовка к уроку требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Учащемуся готовится целый пакет заданий и текстов.4. Затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).Несмотря на это, работая по технологии критического мышления на уроках биологии открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся! Суть технологии развития критического мышления: Технология развития критического мышления Трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Приёмы: кластеры, «инсерт», «фишбоун»,резюме, круглый стол, синквейн и т.д Трудности: сдваивание уроков, работа с большими объёмами информации, затруднение в выставлении оценок. Оценивание: качественное (вербальная в форме суждений; невербальная в формежестов и мимики); количественное (отметка, баллы, рейтинг). Учитель перестаёт быть главным источником информации. Результат изменений.Показатели за последние три учебных года. Качество знаний по биологии (%) Обученность (%) 2013-2014 учебный год 100 % 74,51 2014-2015 учебный год 100% 75,36 2015-2016 учебный год 100% 83,38 Высокие результаты демонстрируют учащиеся по итогам предметных олимпиад, участия в конкурсах и конференциях. № Фамилия, имя Учебный год Класс Предмет Тип участия Уровень Место 1 Минеев Альберт 2011 - 2012 9 Биология Олимпиада Республиканский Призёр 2 Шафигуллина Айгуль 2012- 2013 8 Биология Олимпиада Муниципальный Призёр 3 Минеев Альберт 2012 - 2013 9 Биология Форум«Одаренные дети» Республиканский Победитель 4 Шафигуллина Айгуль 2013-2014 9 Биология Олимпиада Муниципальный Призер 5 Минеев Альберт 2013-2014 11 Биология Предметная олимпиада КФУ Региональный Призер 6 Минеев Альберт 2013-2014 11 Биология Поволжская предметная олимпиада Региональный Победитель 7 Багаутдинов Ленар 2013-2014 11 Биология Предметная олимпиада по основам наук Международный Призер 8 Шафигуллина Айгуль 2015-2016 11 Биология Олимпиада Республиканский Призер 9 Халилов Инсаф 2015-2016 7 Биология ПредметнаОлимпиада«Олимпус» Федеральный Призёр 10 Кибец Влада 2015-2016 8 Биология ПредметнаяОлимпиада«Мультитест» Федеральный Призёр 11 Вазетдинова Динара 2015-2016 8 Биология ПредметнаяОлимпиада«Мультитест Федеральный Призер 12 Газизова Алия 2015-2016 8 Биология ПредметнаяОлимпиада«Мультитест Федеральный Призёр 13 Мифтахова Айгуль 2015-2016 8 Биология ПредметнаяОлимпиада«Мультитест Федеральный Призер 14 Данилова Дарья 2015 -2016 7 Экология Конкурс Водоохранные территорий Поволжья Муниципальный Призёр Использованная литература, Интернет – источники, рекомендуемая литература.1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.3. С. И. Заир – Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Москва «Просвещение», 20114. Д. Халперн «Психология критического мышления» Санкт – Петербург, 5. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.6. Т. И. Шамова, Т. Давыденко Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.7. Развитие критического мышления через чтение и письмо http://ct-net.net/ru/ct_about_ru 8. Развитие критического мышления через чтение и письмо -http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm