Как обеспечить безопасность ребенка


Как обеспечить безопасность ребенка при общении с незнакомцамиПодготовила педагог-психологМБДОУ №24 «Звездочка»Гусева А.С. Общие изменения в нашей общественной жизни вызвали необходимость рассматривать наше окружение таким, какое оно есть. Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ СТАНОВЯТСЯ:- дети из неблагополучных семей, не получающие достаточного ухода и тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;- беспризорные дети;- дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», которые не способны сопротивляться насилию;- дети с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, расстройства личности — психопатии, последствия органического поражения головного мозга);- маленькие дети в силу своей беспомощности. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:1. Старайтесь не оставлять ребенка одного. Провожайте его в школу, секцию и встречайте после занятий. Объясните кто такие незнакомцы.2.Старайтесь снизить поток негативной информации и картин насилия по телевидению (в том числе и мультфильмы).3. Объясните малышу, что нельзя ходить в гости к незнакомым и малознакомым людям, как бы заманчиво не выглядели их предложения, и даже просьбу о помощи нужно игнорировать. 4. Объясните ребенку, что нельзя заходить в подъезд или в лифт с незнакомыми и малознакомыми людьми. «Вооружите» его фразой, как объяснить отказ, например: «Я подожду маму». А еще лучше - папу.5. Запретите ребенку принимать от чужих угощения. Подарок - первый шаг к контакту, который стремится установить маньяк с жертвой.6. Научите сына или дочку не стесняться привлекать к себе внимание в экстренных случаях. В случае опасности пусть кричит: «Помогите! Меня украли! Я не хочу идти с этим человеком!».7. Скажите ребенку, что если его пытается задобрить незнакомец, пусть зовет родителей или хорошо знакомых взрослых. При встрече с чужим на улице алгоритм действий ребенка может быть следующим:Первый шаг: оценить ситуациюДетям стоит уяснить, что каждый стоящий перед ними чужой – человек потенциально опасный. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка или пожилая женщина – если ребенок не знает его (или его не знают родители), то перед ним чужой человек.Второй шаг: отойти на безопасное расстояниеНаучите ребенка держаться на безопасной дистанции от чужого человека. Для этого отмерьте дома на полу расстояние два метра и предложите чаду запомнить его. Если подозрительный субъект идет на сближение, нужно быстро уходить, либо убегать от него в безопасном направлении.Третий шаг: пресечь общениеСреди злоумышленников найдется немало прекрасных психологов, которые смогут легко «заболтать» взрослого человека, не говоря уже о ребенке. В этом случае разговор с сомнительным собеседником дети могут пресечь словами «Извините, мне нужно спросить разрешения родителей», «Простите, не могу Вам в этом помочь, спросите у взрослых» и так далее. Пока чужой пытается анализировать ситуацию и принимает решение (психологи считают, что на это у человека уходит от двух до секунд), у ребенка есть время на то, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь взрослых.Четвертый шаг: уйти в безопасное место Как помочь оценить ситуацию ребенку?ДЛЯ МАЛЫШЕЙ:Использование сказок в воспитании безопасного поведения детей с незнакомыми людьми. И обязательное проигрывание ролей, постоянно меняясь ролями сказочных героев. Для детей постарше:Беседы, обыгрывание ситуаций на тему «Безопасное поведение на улице или как не стать жертвой насилия.»Знать возможные опасные ситуации.Дать ребенку понятие о личном пространстве и кругах общения.Наблюдение за другими людьми в общественных местах.Правильное поведение самих родителей, в ситуациях с незнакомыми людьми. Одна из ошибок воспитания – безусловное подчинение взрослому человеку. Мы часто говорим детям: « Со взрослыми так не разговаривают!», «Если взрослый тебе сказал, значит надо его слушаться». Но одновременно с этим в ребёнке надо воспитывать недоверие к незнакомым и малознакомым людям На улице дети могут оказаться в неожиданной ситуации, оттого как они отреагируют на неё, будет зависеть их здоровье, психическое и физическое состояние. Знание правил поведения на улице помогут найти выход из созданного затруднительного положения,а научить этому детей можем только мы - взрослые, родители. Границы и личное пространство Границы — тема для многих сложная и неисследованная. Допускать или не допускать к себе кого-то и насколько близко — порой бывает трудно решить, особенно, если об этом почти не говорили в детстве. Чтобы внести немного ясности в этот вопрос, хочу посоветовать статью Инны Титовой поставит все точки над i простой картинкой.Удивительная вещь, значение которой частенько не могут объяснить взрослые люди, — личное пространство. Тема болезненная, поскольку стандартная система образования ей мало занимается, а потому и мы не знаем толком, как разговаривать о таком с детьми и даже как вести себя. Детям дается простая схема с кратким пояснительным текстом для родителей. Картинка раскрашивается на уроке и сопровождается подробным проговариванием ситуаций, которые могут повстречаться в жизни. Такая визуальная инструкция рассчитана на детей 5–10 лет. Называется — круги общения, помогает предотвратить физическое, психологическое насилие просто потому, что ребенок поймет, что происходит что-то неправильное.Итак, фиолетовый первый и самый главный круг — это мы сами. Наше тело принадлежит только нам, и только мы сами можем решать, кто может к нам находиться близко, притрагиваться. И никто не должен делать это без разрешения. Если кто-либо из любого другого окружения причиняет нам дискомфорт (не важно — дедушка усадил на колени или мамина подруга требует «поцеловать тетю в щечку»), мы не должны стесняться сказать об этом — и сказать «нет», «стоп». Это круг нашей семьи и тех, кого мы любим. Уважение, доверие и любовь — вот по этим признакам мы определяем, кто относится к этому кругу, кто наиболее близок нам. Но нужно помнить, что даже с теми, кого мы любим, мы не должны пренебрегать своим личным пространством и также сами должны уважать пространство наших близких.Это — окружение. Круг наших друзей и тех, с кем нам нравится общаться. Дружба очень важна и включает в себя многие вещи. Например, совместные игры, разговоры, веселье и иногда дружеские объятия. Дружба всегда основывается на доверии, уважении. И такие проявления, как объятия, должны быть основаны на обоюдном согласии. Важно понимать, что не все дети в классе могут вести себя как твои друзья. И родителям следует проговорить с детьми — по каким критериям мы определяем друзей и, в свою очередь, как мы сами должны себя с ними вести. Круг знакомых (то есть те, кому мы машем рукой при встрече, с кем знакомы поверхностно и не слишком близки). Это могут быть дети в школьном автобусе, во дворе, спортивной команде, это могут быть друзья родителей. Обсудите с ребенком социальные нормы, разные типы знакомых и также правила безопасности. Разницу между близкими и просто знакомыми людьми. Дистанция в отношениях, которую и они и мы должны уважать.Эти люди могут помочь нам, когда нам это необходимо, но они не наши друзья. Это учителя, воспитатели, полицейские, пожарные, медсестры и доктора. Обсудите с ребенком, в каких ситуациях у кого искать помощи. Необходимо подчеркнуть, что у этих людей есть опознавательные знаки, униформа, удостоверение и что они помогают в случае опасности. Мы не знаем этих людей (даже если они говорят, что знают нас, — это не важно.) Не все чужие люди плохие, но поскольку мы незнакомы, то не знаем, плохой человек перед нами или хороший. Мы не доверяем незнакомцам. Мы не разговариваем с ними, не рассказываем ничего о себе или близких. Не отвечаем на вопросы. Никогда, никогда не идем с ними никуда и не садимся в машину. Мы не берем конфеты, не идем «искать собачку» и не помогаем найти улицу, потому что взрослые никогда не должны просить помощи у тех, кто младше и слабее их. Необычайно важно внушить ребенку мысль о том, что незнакомые люди не должны вести длительных бесед с ребенком. Они также не имеют права дотрагиваться до детей. Максимум, что допускается – это улыбка, краткое приветствие, ободряющий жест. Все, что выходит за рамки этого краткого общения, должно заставить ребенка насторожиться. Пола Статмен, авторитетнейший специалист по детской безопасности, считает, что ребенок должен научиться ожидать от чужаков достойного поведения. Тогда, если по какой-либо причине наступит момент, когда чужой поведет себя неадекватно, у ребенка сработает «внутренний сигнал», и он, скорее всего, отреагирует в манере самозащиты. Ребенок может громко позвать родителей или других опекающих его взрослых. Речь о том, чтобы куда-либо уйти с незнакомыми людьми, вообще не идет. Ребенок, имеющий четкие ориентиры относительно того, что называется «достойным поведением незнакомого человека», сможет отличить нездоровое внимание от проявления дружелюбия. Обученный родителями, он сможет проявить максимум осторожности в первом случае и не пугаться понапрасну во втором. Не жалейте времени на детей, занимайтесь с ними!