Система предпрофильного и профильного обучения как средство развития когнетивной сферы обучающихся


СИСТЕМА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОГНЕТИВНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ из обобщения опыта работы учителя математики высшей категории Николаевой ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА Цель деятельности нашей школы состоит в создании условий для развития способностей и индивидуально-личностных качеств в процессе реализации личностно-ориентированного образования. Одним из направлений научно-методической работы школы является организация научно-исследовательской деятельности как педагогов, так и учащихся. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ профессиональный состав педагогических кадров; материально-техническая база школы; сотрудничество с научными и общественными организациями города. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ мотивация учителей и учащихся на выполнение научно-исследовательской деятельности через различные формы-семинары, практикумы и др. создание научного общества учащихся. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: основной элемент и фактор педагогического творчества, источник его преподавательского статуса,показатель ответственности, способностей и таланта ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы; большая загруженность учащихся, отсутствие времени ; преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов, вступающих в противоречие с исследовательскими методами . НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ученик учитель совместная деятельность НОВЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ: Ученик – учитель: Коллега-коллега Наставник-младший товарищ УРОВНИ РЕАЛИЗАЦИИ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ»:   Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.   Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск. Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ. Деятельность ученика Деятельность учителя Распознавание и четкое формулирование проблемы. Управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения. Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками. Управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формирует мировоззрение школьников. Намечает план действий. Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений Обучает приемам подготовки презентации различных типов. Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов. Координирует и вдохновляет учащихся в их поисковой деятельности РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ «что я ожидал и что получил от научно-исследовательской деятельности?» полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии 52% работа над исследованием помогла моей самореализации ; 34% в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми–исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях ; 13% в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать. 43% ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СОТРУДНИКАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ исследовательская деятельность:повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ создает в учебном заведении новую образовательную среду;является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа; формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, непрерывное совершенствование отношений, атмосфера духовной близости и сотворчества.