Презентация по теме Построение урока в логике системно-деятельностного подхода


 Системно-деятельностный   подход  –основа организации образовательного процессав рамках реализации ФГОС ООО Составители: Кохтенко Л.Н., заместитель директора по УР МАОУ «СОШ № 31» г. Сыктывкара. «Научиться играть на флейте можно только, играя самому».Сократ«Великая цель образования –это не знания, а действия».Гербер Спенсер«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий...»Адольф Дистервег Из истории:30е годы XX века: Лев Семенович Выготский обосновал теорию развивающего обучения. Обучение "ведет за собой" развитие, а не наоборот. Формула Л.С. Выготского «Развитие Обучение».60е годы XX века: Василий Васильевич Давыдов совместно с Даниилом Борисовичем Элькониным выявили условия реализации развивающего обучения и разработали теорию учебной деятельности. Василий Васильевич Давыдов ввел понятие универсальных учебных действий.«Развитие Деятельность Обучение». Из истории:УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ −учебное действие, имеющее надпредметный характер . Из истории:1985 год : Современные исследователи трансформировали формулу «Развитие – Деятельность - Обучение» в формулу «Деятельность – Личность». (Какова деятельность, такова и личность, и в не деятельности нет личности).Универсальное учебное действие становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.Вводится понятие системно - деятельностного подхода.Системно-деятельностный подход позволяет сформулировать понятие развивающего обучения следующим образом: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности. Сущность системно-деятельностного подхода:Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». 4 характеристики деятельностного урока: Структура урока совпадает со структурой деятельности.Деятельностная структура урока всегда прозрачна и открыта учащимся.Степень самостоятельности в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает.Основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний/умений Какова структура учебной деятельности? 1 2 3 4 5 6 Какова структура учебной деятельности? Контроль и коррекция Оценивание результата Выполнение действий Планирование Целеполагание Рефлексия Мотивация Отличия традиционного подхода от системно-деятельностного подхода к обучению Компоненты учебной деятельности Традиционный подход Системно-деятельностный подход Цель – предполагаемый результат. Задается педагогом. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Мотивы- побудители к деятельности. Используются внешние мотивы. Опора на внутренние мотивы. Действия – основной элемент деятельности. Инвариативные, предусмотренные педагогом Вариативные, возможность индивидуального выбора Контроль и коррекция Осуществляется педагогом Самостоятельная работа с проверкой по эталону Результат –конечный продукт. Уровень усвоения знаний. Позитивные внутренние личностные изменения. Оценка –критерий достижения цели. Сравнение результативности с эталоном Самооценка на основе индивидуальных эталонов достижения. Системно - деятельностный подход: Учащийся – субъект учебной деятельности. Субъект – источник активности; творец; автор; инициатор преобразующей деятельности, инициатор преобразования себя.(Из психологического справочника) Характерные черты субъекта: Умение оценит свои возможности.Умение самому для себя создавать способы действия.Умение свободно излагать свои мысли и критически оценивать свои действия.Способность самостоятельно решать учебные задачи.Внутренняя свобода личности. Цель системно-деятельностного подхода:воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Системно  -  деятельностный   подход  - основа ФГОС. Цель обучения в школе - формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;Системно-деятельностный подход обеспечивает переход - от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;-от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;-от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода: Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). Дидактические принципы системно-деятельностного подхода: 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Типология уроков деятельностной направленности (по целеполаганию): уроки «открытия» нового знания.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.уроки рефлексии;Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. Типология уроков деятельностной направленности (по целеполаганию): уроки общеметодологической направленности;Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.уроки развивающего контроля.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Структура деятельностного урока: Актуализация знаний и умений Проблема /интерес Цель / Предполагаемый результат/План 1 Реализация плана: учебные действия, направленные на достижение цели 2 3 Результат/ Оценка Рефлексия Перспектива Деятельностные технологии: Технология критического мышленияМетод проблемного диалогаТехнолгия деятельностного методаТехнология учебного проектированияТехнология учебного исследованияТехнология междисциплинарного обучения Таблица-конструктор: https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi Спасибо за внимание!