Структура урока на основе системно-деятельностного метода (презентация)


Плох тот учитель, который преподносит истину, и бесценен тот, кто учит её находить»Дистервей Система дидактических принципов:Принцип деятельности (ребенок добывает знания сам)Принцип непрерывности (результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает начало следующего) Принцип целостного представления о мире (понимание связи наук)Принцип минимакса (работа в зоне ближайшего развития детей с обеспечением минимума каждому)Принцип психологической комфортности (снятие всех стресообразующих факторов, дети хотят и могут)Принцип вариативности (способность к выбору и понимание возможности выбора различных способов и вариантов)Принцип творчества (приобретение собственного опыта творческой деятельности) 1. Урок «открытия» нового знания2. Урок рефлексии3. Урок построения системы знаний4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания Содержательная цель: формирование системы понятий, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной) Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т.д. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий и построение обобщённых норм учебной деятельности. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. 1 2 6 7 8 5 к и п 3 4 Самоопределение к деятельности (организационный момент, мотивирование)Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (постановка учебной задачи)Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)Первичное закрепление во внешней речиСамостоятельная работа с самопроверкой по эталонуВключение в систему знаний и повторениеРефлексия деятельности (итог урока) Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.- Что значит уметь учиться- Хочу, могу, надо«ХОЧУ» + «МОГУ» 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4-5 мин)Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.- Актуализация необходимых ЗУН- Обобщение ЗУН- Пробное учебное действие- Фиксация затрудненияАКТУАЛИЗАЦИЯ + ЗАТРУДНЕНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. Выявление места и причины затруднения(2-3 мин)Цель этапа: выявить место и причины затруднений- Что я делал, какие знания применял- Где возникло затруднение (место)- Почему оно возникло (причина)Затруднение – Причина – ЦельГДЕ И ПОЧЕМУ? ЧТО СДЕЛАТЬ?ЦЕЛЬ УРОКА. ТЕМА УРОКА. 4.Построение проекта выхода из затруднения(10-11 мин)Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.- Какое знание строю, чему учусь ( цель)-Как строю и с помощью чего (выбор способа и средств)План построения нового знанияКАК? 5. Реализация построенного проекта6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи(10-11 мин)Цель этапа: построение и фиксация нового знания; применение нового знания в типовых заданиях.- Реализация построенного проекта- Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон)Решение задачи, вызвавшей затруднениеРешение типовых заданий на новое знание- Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися)КОММЕНТИРОВАНИЕ,ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(4-5 мин)Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия- Выполнение самостоятельной работы- Самопроверка (по эталону)- Коррекция ошибок- Создание ситуации успехаУ МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ!Я ОШИБСЯ, НО НАШЕЛ ПРИЧИНУ И ИСПРАВИЛ ОШИБКУ 8. Включение в систему знаний и повторение(4-5 мин)Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.- Границы применимости нового знания- Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными- Задания на повторениеЗадания на пропедевтику изучения последующих темДОВЕДЕНИЕ ДО УРОВНЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО НАВЫКА РАНЕЕ СФОРМИРОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2-3 мин)Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.- Фиксация нового содержания- Рефлексия учебной деятельности- Самооценка деятельности на урокеДомашнее заданиеЧТО НОВОГО УЗНАЛИ? КАКИМ СПОСОБОМ? ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ? КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ(КЛАССА, МОИ)? ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЕ? 1. Название этапа урока2. Цели и этапы урока3. Содержание этапа4. Деятельность учителя5. Деятельность учащихся6. Формы работы7 Результат Этап урокаВремя Деятельностьучеников Деятельностьучителя Планируемые результаты Предметные УУД Тема______________________________________________________________________Дата__________________Ведущая цель урока ______________________________________________________________________________Тип урока______________________________ Основной метод обучения__________________________________Средства обучения _______________________________________________________________________________Домашнее задание _________________________________________________________________________________ - реализовать планируемые результаты ФГОС- системно формировать у учащихся УУД- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы- на практике реализовать межпредметные связи- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы