Презентация, уточняющая особенности организации современного урока с позиции системно — деятельностного подхода


Современный урок с позиции системно – деятельностного подхода Урок с позиции системно – деятельностного подхода с учетом теории учебной деятельности Алексей Алексеевич Леонтьев Даниил Борисович Эльконин Иоганн Генрих Песталоцци Лев Семенович Выготский В общей теории учения, основы которой, как отмечалось выше, были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отчественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин,Н.Ф. Талызина и др.  "Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.   1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.  2. В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.           3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия .          Ниже рассматривается трактовка учебной деятельности по Эльконину - Давыдову.         Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания. В концепции УД (в отличие от дидактических концепций) заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания. Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в которой он выступает как субъектЩукина Г.И Субъект(психологический справочник) – источник активности; творец; автор; инициатор преобразующей Д, преобразования себя Характерные черты субъекта ученияУмение оценить свои возможностиУмение самому для себя создавать способы действияУмение свободно объяснять и критически оценить свои действияСпособность самостоятельно решать учебные задачиВнутренняя свобода личности ученика и т.д. С позиции требований ФГОСхарактерные черты субъекта учебной деятельности выражены УУД – универсальными учебными действиями. ; вида УУД выделяет А.Г.АсмоловКоммуникативныеРегулятивныеЛичностныеПознавательные Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.В.В.Давыдов Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения. Ниже приведем несколько точек зрения. По В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят:актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;определение конечной учебной цели - мотивы;предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения;выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;действия контроля;действия оценки (Репкин, 1997; аннотация). По А.У. Варданян, Г.А. Варданян: учебные задачи и действия, направленные на их разрешение;характер эмоциональной окрашенности УД;цель УД;средства (методы, способы) осуществления УД;результат УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности);характер процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий (Варданян А.У. и др., 1985). В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин (Эльконин Д.Б., 1974) выдвинул общую гипотезу о строении УД, о её значении в психическом развитии ребёнка. По его мнению, в структуру УД входят:учебная цель;учебные действия;действия контроля процесса усвоения;действия оценки степени усвоения. В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:учебные ситуации (или задачи);учебные действия;действия контроля и оценки В соответствии с общепсихологической теорией деятельности (Леонтьев А.Н., 2001) в структуре УД выделяются:потребность;учебная задача;мотивы учебной деятельности;учебные действия и операции. Анализ любого типа деятельности предполагает вычленение и описание взаимосвязи следующих структурных компонентов - потребностей, мотивов, задач, действий и операций. Урок становится элементом формирования и развития учебной деятельности младшего школьника. В связи с этим урок также предполагает вычленение и описание взаимосвязи следующих структурных компонентов - потребностей, мотивов, задач, действий и операций младших школьников. Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо, чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б.Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий" (Эльконин, 1974). и наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. "Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б.Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя" ВозрастОсобенности учебной деятельностиМладший школьный возрастЗнаменуется введением учащегося в УД, овладением всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значениеСредний школьный возрастИдет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками.Старший школьный возрастХарактеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельностиВозрастные особенности формирования учебной деятельности На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста.           Уже в 1-м классе в содержание УД необходимо вводить элементарные теоретические знания - понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также понятие композиции, важное для последующего овладения детьми основами изобразительного искусства. Усвоение этих и других понятий в процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой УД она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей появляются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы (основным показателем этого является ориентация детей не на результат решения задачи, а на общий способ его получения), что свидетельствует о формировании самой потребности в УД. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты см. статью Г.А. Цукерман "Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?") А.К. Маркова для изучения уровня сформированности УД у учащихся выделила следующие аспекты ее диагностики (Маркова, 1990;):Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:понимание школьником задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие для себя учебной задачи;самостоятельная постановка школьником учебных задач;самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале. Состояние учебных действий:какие учебные действия школьник выполняет (изменение, сравнение, моделирование и др.);в какой форме он их выполняет (материальная, материализованная, громко-речевая, умственный план), развернуто (в полном составе операций) или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;складываются ли из отдельных действий более крупные блоки - способы, приемы, методы; различает ли ученик способ и результат действий;владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата; Состояние самоконтроля и самооценки:умеет ли ученик проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);владеет ли школьник адекватной самооценкой;доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценить себя лишь в общем виде;Каков результат учебной деятельности:объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности);субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий) (Маркова А.К., 1990. С. 9). Для построения дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» был использован аналогичный способ, заключающийся в конкретизации для процесса обучения методологической теории деятельности - системы понятий и схем (аксиом), описывающих универсум деятельности человека (Г.П. Щедровицкий, А.А. Деркач, О.С. Анисимов и др.) Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации. 2. Актуализация и пробное учебное действие.На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.Соответственно, данный этап предполагает:1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;2) тренировку соответствующих мыслительных операций;3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.3. Выявление места и причины затруднения.На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовываюттему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.5. Реализация построенного проекта.На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.8. Включение в систему знаний и повторение.На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Спасибо за внимание!Автор – составитель - Колесова И.В.