Презентация на тему Значение сюжетно — ролевой игры в развитии и воспитании дошкольников среднего возраста


«Значение сюжетно- ролевой игры в развитии и воспитании дошкольников среднего возраста посредством «Детского календаря»» Подготовила: Дубанова Жанна воспитатель «МАДОУ «Детский сад№2» Игра - огромное светлое окно, через которое вдуховный мир ребенка вливаетсяживительный поток представлений, понятийоб окружающем мире. Игра - это искра,зажигающая огонек пытливости илюбознательностиВ.А. Сухомлинский СЮЖЕТНАЯ ИГРА – универсальное культурное средство развития у ребенка важнейших человеческих способностей: воображения и умения понять другого человека.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ: – свободный выбор и необязательность; – внутренняя цель, заключающаяся в самом процессе деятельности;– обособленность от других форм жизнедеятельности пространством или временем. Предметный материал, активизирующий самостоятельную игру детей, классифицирован по принципу: - Предметы оперирования, ролевые атрибуты (игрушки персонажи) и маркеры игрового пространства. - Любая работа по развитию игры начинается с рациональной организации предметной среды. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА СОДЕРЖИТ:  материалы для сюжетной игры (ролевые атрибуты (игрушки- персонажи)  предметы оперирования и маркеры игрового пространства); ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОЛЖНА: • обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка; • побуждать детей к деятельности; • способствовать развитию самостоятельности и творчества; • обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка; • должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. ТРУДНОСТИ современной сюжетной игры • Перенасыщение жизни ребенка дома компьютерными играми, видео. • «Раннее развитие» • Дети ограничены родителями в прогулках • Слабый игровой опыт • Руководство играми несет отпечаток дидактизма • Игре уделяется мало времени • Излишество атрибутики не позволяет развиваться воображению • Отношение взрослых к современным играм делает ее более закрытой от взрослых Тематика для планирования сюжетно- ролевых игр:– реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (листопад, Олимпиада и др.);– воображаемые события, описываемые в художественном произведении;– события, специально смоделированные взрослым (например, появление в группе некоего необычного предмета);– субкультурные события, происходящие с детьми группы (просмотр мультфильма, коллекционирование фантиков или вкладышей определенной тематики);– содержание «Детского календаря» Сюжетная игра — деятельность ребёнка, заключающаяся в создании вымышленной ситуации. Сюжетная игра в детском календаре представлена в виде рекомендаций для взрослых и бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого. Предлагаемые в календаре занятия рассчитаны на минимальную затрату сил и времени родителей и составляют ежедневно не более 5 минут. Деятельность взрослых по развитию сюжетной игры в среднем дошкольном возрасте На 5-м году жизни ребенок уже не столь зависим от внешней ситуации, у него появляются собственные замыслы. Игровое предложение взрослого не всегда принимается безоговорочно. Ребенок по-прежнему с интересом относится к инициативе взрослого, но собственные идеи и замыслы могут оказаться для него более привлекательными. В этом возрасте дети уже способны активно играть друг с другом без посредника-взрослого. У них все четче проявляются предпочтения в выборе той или иной проекции в игре. Одних привлекают функциональные предметные действия, другие развертывают обширные ролевые диалоги, третьи с увлечением выстраивают игровое пространство. Особое значение приобретает предметно-игровая среда, как важнейшее средство активизации уже проявляющейся самостоятельной игры детей. В детском саду взрослый все так же играет с детьми, но уже не ограничивается показом проекций сюжетной игры в общем виде. Он знакомит их с особыми игровыми приемами и достаточно настойчиво призывает разыграть определенный сюжет. На краткое время игра, поддерживаемая преимущественно усилиями начавшего ее взрослого, перестает быть свободным видом деятельности и носит несколько искусственный характер. Принимая во внимание рост личной инициативы ребенка, все более возрастающую ценность совместной игры со сверстниками в этом возрасте, составители «Детского календаря» уделяют сюжетной игре несколько меньшее внимание, чем годом ранее: художественных произведений, ориентированных на ролевое взаимодействие, фигурок-персонажей становится меньше. Успехов вам в развитии ваших малышей!