Презентация на тему Технология продуктивного чтения на уроках русского языка


Курченко М.В., учитель русского языка и литературыТехнология продуктивного чтения. Как научить ребенка работать с текстом. «Сквозная цель образования — воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления»  Из образовательной программы "Школа 2100" Грамотность чтения — это способность:-понимать письменные тексты-рефлексировать на содержание текстов:-размышлять над содержанием-оценивать прочитанное-излагать свои мысли о прочитанном-использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.) Что такое полное понимание текста?Это вычитывание трех видов текстовой информации:фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк");концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы). Виды чтенияПросмотровоеЦель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет.анализ заголовка, подзаголовкапросмотр схем, таблиц, оглавленияОзнакомительноеЦель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать).чтение по абзацамграфические пометкиИзучающееЦель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации.выделение смысловых частейвычитывание подтекста Этапы работы с текстом. Как научить ребенка работать с текстом? (авторы-разработчики данной технологии: Бунеева Е. В. Вахрушев А. А. Горячев А. В.)I этап. Работа с текстом до чтения. Цель: прогнозирование будущего чтения.Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:названиюимени автораиллюстрациям (перед текстом)выделенным словам (просмотровое чтение)привлекая предшествующий читательский опытРезультат — мотивирование чтения. Используется на уроках литературы, истории, русского языка. II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.1. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием «диалог с автором».Умение:видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)прогнозировать ответы на эти вопросыпроверять свои прогнозы по ходу чтениясловарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций. III этап. Работа с текстом после чтения. Цель:  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.1. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.2. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.Задания: осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана);реакция на художественную форму (стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент);эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства);сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование). Работа учителя. Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке:1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа).5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту). Приемы технологии продуктивного чтения:1) выделение ключевых слов;2) беседа;3) составление плана;4) построение структурной модели текста;5) наблюдение над системой образов;6) комментированное чтение;7) диалог с автором через текст;8) кластер;9) отсроченная отгадка;10) оценка текста;11) кубик Блума (на гранях кубика написаны начала вопросов:«Почему…»,«Объясни…»,«Назови…»,«Предложи…»,«Придумай…»,«Поделись»);12) составь задание. Технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература, русский язык, история, биология, география.