Презентация на тему Психологические особенности творчески одаренного ребенка


Презентация«Психологические особенности творчески одаренного ребенка» Подготовила педагог-психологВасина Наталья Павловна. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Творчество – это процесс и (или) результат создания объективно и субъективно новых, оригинальных продуктов, обладающих социальной и личностной значимостью, прогрессивностью. Характерные признаки творчества оригинальность;уникальность;новизна;прогрессивность;социальная значимость результата творческой деятельности. Творческая одаренность — это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития. Творческая одаренность (креативность) – это нестандартное видение мира и нешаблонное мышление.«Креативность  – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырятьв глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». П. Торренс. Виды творческой одаренности:- лингвистичекий;- логико-математический;- пространственный;- музыкальный;- телесно-кинетический;- личностный;- интраличностный. Аспекты поведения творчески одаренного ребенка: инструментальный (характеризует способы его деятельности); - мотивационный (отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности). Инструментальный аспект творческой одаренности 1.Специфические стратегии деятельности.2.Своеобразная продуктивность деятельности.3.Новаторство.4.Индивидуальный стиль деятельности.5.Рефлексивный способ переработки информации.6.Особый тип организации знаний: -высокая структурированность; -категориальный характер; -повышенная «клейкость» знаний;7.Своеобразный тип обучаемости. Мотивационный аспект творческой одаренности 1.Повышенная избирательная чувствительность.2.Повышенная познавательная потребность.3.Ярко выраженный интерес.4.Предпочтение парадоксальной, противоречивой, неопределенной информации.5.Неприятие типичных, стандартных и готовых ответов.6. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели . Возрастные особенностипроявления творческой одаренности1. Ранний возраст (2-4 года) – «вундеркинд»: любопытство, бесконечные вопросы, потребностьв новых впечатлениях, богатая фантазия.2. Дошкольный возраст (4-7 лет): интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»), яркое воображение, преувеличенные страхи, эгоцентризм.3. Младший школьный возраст: выраженный интерес к определенным занятиям, учебным предметам, темам.4. Подростковый возраст: деятельность, направленная на проведение научных исследований, проблемный тип активности, профессиональное самоопределение. Интегративные личностные характеристики творчески одаренного ребенка1. Любознательность.2. Сверхчувствительность к проблемам.3. Надситуативная активность.4. Большой словарный запас.5. Легкость ассоциирования.6. Способность к прогнозированию.7. Способность к оценке. Характеристика познавательных процессов творчески одаренного ребенка 1. Внимание:-высокая концентрация;- высокая степень погруженности в задачу;- восприятие информации при наличии помех.2. Память:-избирательна ;- эффективна.3. Воображение :-яркое;-богатая фантазия.4.Восприятие: -широта;- высокий порог восприятия в течение длительного времени . Особенности мышления творчески одаренного ребенка 1. Высокий уровень развития логического мышления.2. Склонность к заданиям дивергентного типа.3. Оригинальность мышления.4. Гибкость мышления.5. Продуктивность мышления.6. Способность к анализу и синтезу при решении проблем.7. Классификация и категоризация. Особенности склонностей и интересов творчески одаренных детей - широта и разноплановость; - устойчивость; - осознанность; - упорство в достижении целей. Особенности психосоциального развития творчески одаренного ребенка 1. Стремление к самоактуализации. 2. Перфекционизм. 3. Самостоятельность: - социальная автономность; - нонконформизм, неприятие конформизма; - относительная свобода от ограничений. 4. Эгоцентризм: - познавательный; - моральный; - коммуникативный. 5. Лидерство. 6. Соревновательность, конкуренция. Особенности эмоционального-волевого развития творчески одаренного ребенкаПовышенная уязвимость.Упорство.Склонность к разумному риску.Смелость и независимость.Повышенная чувствительность.Творческое восприятие случайностей.Оптимизм.Юмор. Типы развития творчески одаренного ребенка 1.Гармоничный тип развития – органичное сочетание физического развития с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. 2.Дисгармоничный тип развития – ярко выраженная неравномерность развития психических процессов. Проблемы творчески одаренных детей: - неприязнь к школе; - погружение в философские проблемы; - трудности во взаимоотношениях со сверстниками; - изоляция, уход в себя; - несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием; - диссинхрония (опережение отдельных функций); - неадекватная самооценка; - потребность во внимании; - трудности в общении со взрослыми; - инфальтивные реакции; - повышенная реактивность, склонность к аффектам. Творческая одаренность - большое счастье и большое испытание для обладателей этого Дара, и для педагогов, и для родителей.  Творческая одаренность - это сад, который нужно неустанно возделывать. Принципы педагогической деятельности в работе с творчески одаренными детьми:  1.Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; 2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности; 3.Принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 4.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; 5.Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.  Развитию творческой одаренности способствует1. Обеспечение возможности творческой самореализации в различных видах деятельности.2. Дифференциация обучения.3. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.4. Организация системы факультативов.5. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.6. Организация исследовательской работы учащихся.7. Участие в конкурсах, олимпиадах, Малой академии наук.8. Консультативные часы.9. Профориентационная работа.