Презентация по литературе. Методические рекомендации при подготовке к экзамену (ЕГЭ) по литературе. Задание 15.


Методические рекомендации при подготовке к экзамену,(ЕГЭ) по литературе. Задание 15.Презентацию подготовила Келеш Н.В., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 2 Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответна вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте своюточку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведенияразных авторов (в одном из примеров допустимо обращение кпроизведению того автора, которому принадлежит исходный текст);укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Вашвыбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданномнаправлении анализа.Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. Задание1. Образ женщины. Какие ассоциации возникают с этим образом?Составьте кластер с помощью существительных, а затем добавьте к ним прилагательные.женщинаженаподругаматьцветоквозлюбленная Из цикла «Отроческие стихи»                  IA la tres chere, a la tres-belle...                                    BaudelaireОдной тебе, тебе одной,Любви и счастия царице,Тебе прекрасной, молодойВсе жизни лучшие страницы!Ни верный друг, ни брат, ни мать,Не знают друга, брата, сына,Одна лишь можешь ты понятьДуши неясную кручину.Ты, ты одна, о, страсть моя,Моя любовь, моя царица!Во тьме ночной душа твояБлестит, как дальняя зарница.Весна 1898 «Вхожу я в тёмные храмы..»Александр Александрович Блок Cоставляем вопросы к стихотворению.Задание 15 из ЕГЭ. (ФИПИ).Какие изменения претерпевает образ возлюбленной в произведениях А.А. Блока разных лет?Задание 2. В каком литературном направлении написаны произведения? В каких стихотворениях происходят изменения образа? Какие лики возлюбленной появляются в стихотворениях А.А.Блока? Почему происходит трансформация образа? Как изменяется состояние лирического героя? В какой обстановке происходят изменения? В какой период жизни и творчества написаны данные произведения? Работа с ассоциациями.Задание3.Составьте кластер к слову «возлюбленная».Прекрасная ДамаОнаВеличавая Вечная ЖенаСвятаяМилая* *Вхожу я в тёмные храмы,cовершаю бедный обряд.Там жду я Прекрасной ДамыВ мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонныДрожу от скрипа дверей.А в лицо мне глядит, озарённый,Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризамВеличавой Вечной Жены!Высоко бегут по карнизамУлыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи,Как отрадны Твои черты!Мне не слышны ни вздохи, ни речи,Но я верю: Милая – Ты.(А.А. Блок, 1902)  Проследим за изменением состояний лирического героя в стихотворении.Как изменяется состояние лирического героя? Ожидание в храме, в святом месте.1 строфа – ожидание предмета обожания2 строфа – дрожь лирического героя.3 строфа – восхищение.4 строфа – обожествление.Вхожу я в тёмные храмы,совершаю бедный обряд.Там жду я Прекрасной ДамыВ мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонныДрожу от скрипа дверей.А в лицо мне глядит, озарённый,Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризамВеличавой Вечной Жены!Высоко бегут по карнизамУлыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи,Как отрадны Твои черты!Мне не слышны ни вздохи, ни речи,Но я верю: Милая – Ты.(А.А. Блок, 1902)  Вспомним, в каком литературном направлении создавались произведения А.А.Блока.Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870—1880-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символику, недосказанность, намёки, таинственность и загадочность.  Анализ стихотворения.“Женские лики” во многом определили направленность лирики А. А. Блока, хотя это далеко не основной мотив его творчества. Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью. Через всю жизнь он пронес чувство безграничной любви к Л. Д. Менделеевой. Это она вдохновила его на те стихотворения, которые позже вошли в сборник “Стихи о Прекрасной Даме”. Это был первый поэтический сборник Блока. Несмотря на то что она имела вполне земной прототип, Прекрасная Дама обожествлялась Блоком, приравнивалась к святой. Она кажется эфемерным существом, созданным из какой-то высшей субстанции, не из плоти. Это идеал, символ Вечной Женственности.     Вообще, женщина в лирике Блока занимает особое место. Женский образ у поэта всегда символичен и не похож ни на одну реально существовавшую женщину. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» образ возлюбленной идеализирован. Перед нами предстает не настоящий человек, а «милый образ, нежный сон». «Незнакомка»Александр Александрович Блок «Незнакомка» Александр Блок По вечерам над ресторанамиГорячий воздух дик и глух,И правит окриками пьянымиВесенний и тлетворный дух. Вдали над пылью переулочной,Над скукой загородных дач,Чуть золотится крендель булочной,И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами,Заламывая котелки,Среди канав гуляют с дамамиИспытанные остряки. Над озером скрипят уключиныИ раздается женский визг,А в небе, ко всему приученныйБесмысленно кривится диск. И каждый вечер друг единственныйВ моем стакане отраженИ влагой терпкой и таинственнойКак я, смирен и оглушен. А рядом у соседних столиковЛакеи сонные торчат,И пьяницы с глазами кроликов«In vino veritas!»1 кричат. И каждый вечер, в час назначенный(Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный,В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными,Всегда без спутников, однаДыша духами и туманами,Она садится у окна. И веют древними поверьямиЕе упругие шелка,И шляпа с траурными перьями,И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный,Смотрю за темную вуаль,И вижу берег очарованныйИ очарованную даль. Глухие тайны мне поручены,Мне чье-то солнце вручено,И все души моей излучиныПронзило терпкое вино. И перья страуса склоненныеВ моем качаются мозгу,И очи синие бездонныеЦветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище,И ключ поручен только мне!Ты право, пьяное чудовище!Я знаю: истина в вине. 1906 г. Как изменяется состояние лирического героя? «Незнакомка» Александр Блок По вечерам над ресторанамиГорячий воздух дик и глух,И правит окриками пьянымиВесенний и тлетворный дух. Вдали над пылью переулочной,Над скукой загородных дач,Чуть золотится крендель булочной,И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами,Заламывая котелки,Среди канав гуляют с дамамиИспытанные остряки. Над озером скрипят уключиныИ раздается женский визг,А в небе, ко всему приученныйБесмысленно кривится диск. И каждый вечер друг единственныйВ моем стакане отраженИ влагой терпкой и таинственнойКак я, смирен и оглушен. А рядом у соседних столиковЛакеи сонные торчат,И пьяницы с глазами кроликов«In vino veritas!»1 кричат. И каждый вечер, в час назначенный(Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный,В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными,Всегда без спутников, однаДыша духами и туманами,Она садится у окна. И веют древними поверьямиЕе упругие шелка,И шляпа с траурными перьями,И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный,Смотрю за темную вуаль,И вижу берег очарованныйИ очарованную даль. Глухие тайны мне поручены,Мне чье-то солнце вручено,И все души моей излучиныПронзило терпкое вино. И перья страуса склоненныеВ моем качаются мозгу,И очи синие бездонныеЦветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище,И ключ поручен только мне!Ты право, пьяное чудовище!Я знаю: истина в вине. 1906 г. Как изменяется состояние лирического героя?1 часть – равнодушие.2 часть – заколдован, очарован незнакомкой.3 часть – воскрешение души и поэзии.Образы возлюбленной:незнакомка, женщина-мечта, девушка . Встреча с незнакомкой происходит в ресторане, их окружает пошлый мир Найдите образы женщины в стихотворении.Место встречи. По-прежнему Блок пишет о женщине-мечте, недоступной, далекой. Она то ли существует наяву, то ли снится герою во сне. В ней угадываются черты прежней Прекрасной Дамы, но это уже не она. Описывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины. Образ возлюбленной в лирике Блока терпит изменения. Он здесь приближен к образу земной девушки. Для неё характерны черты обычной городской красавицы: «упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», встреча героя и героини происходит в  ресторане на окраине Петербурга, где царит совсем иная атмосфера: « окрики пьяные», «пыль переулочная». В то же время образ незнакомки окутан тайной. Её шелка «веют древними поверьями», в её глазах лирический герой видит «берег очарованный» и даже сомневается в реальности этой встречи: «Иль это только снится мне?». В этом стихотворении Блок придаёт «земные» черты образу возлюбленной, однако она всё ещё связана с потусторонним миром.  «О доблестях, о подвигах, о славе…» Александр Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…» Александр Блок О доблестях, о подвигах, о славеЯ забывал на горестной земле,Когда твое лицо в простой оправеПеред мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому.Я бросил в ночь заветное кольцо.Ты отдала свою судьбу другому,И я забыл прекрасное лицо. Летели дни, крутясь проклятым роем…Вино и страсть терзали жизнь мою…И вспомнил я тебя пред аналоем,И звал тебя, как молодость свою… Я звал тебя, но ты не оглянулась,Я слезы лил, но ты не снизошла.Ты в синий плащ печально завернулась,В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют твоей гордынеТы, милая, ты, нежная, нашла…Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,В котором ты в сырую ночь ушла… Уж не мечтать о нежности, о славе,Все миновалось, молодость прошла!Твое лицо в его простой оправеСвоей рукой убрал я со стола. Символом любви к Менделеевой для поэта стало «лицо в простой оправе» — портрет жены, который после свадьбы всегда стоял на столе поэта. И это тоже было своеобразным символом, которому Блок придавал особое значение. Он был убежден, то именно этот портрет помогает ему в творчестве. Любовь Менделеева являлась для поэта не только символом духовной чистоты, но и ассоциировалась у него с молодостью. Поэтому автор отмечает, что ее уход ознаменовал окончание беззаботной юности. Женщина, которую поэт боготворил, унесла с собой не только ощущение легкости и беззаботности, присущее молодости, но и вдохновение. Однако Блок все же сумел справиться со своими чувствами, поэтому написал: «Твое лицо в простой оправе своей рукой убрал я со стола». До самой смерти считал, что Любовь Менделеева — это «святое место души». "О доблестях, о подвигах, о славе...", где происходит прощание с Божественной Прекрасной Дамой и полное смирение с земным обликом женщины, ушедшей "в сырую ночь".  Наталья Николаевна Волохова Наталья Николаевна Волохова. «Кто видел ее тогда,— пишет Бекетова...— тот знает, какое это было дивное обаяние. Высокий тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, черные волосы, и глаза, именно «кры­латые», черные, широко открытые «маки злых очей»- И еще поразительна была улыбка, сверкавшая белизной зубов, какая-то торжествующая победоносная улыбка. Кто-то сказал тогда, что ее глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают тьму». СНЕЖНОЕ ВИНОИ вновь, сверкнув из чаши винной,Ты поселила в сердце страхСвоей улыбкою невиннойВ тяжелозмейных волосах.Я опрокинут в темных струяхИ вновь вдыхаю, не любя,Забытый сон о поцелуях,О снежных вьюгах вкруг тебя.И ты смеешься дивным смехом,Змеишься в чаше золотой,И над твоим собольим мехомГуляет ветер голубой.И как, глядясь в живые струи,Не увидать себя в венце?Твои не вспомнить поцелуиНа запрокинутом лице?                 В длинной сказкеТайно кроясь,Бьет условный час.В темной маскеПрорезьЯрких глаз.Нет печальней покрывала,Тоньше стана нет... - Вы любезней, чем я знала,Господин поэт! - Вы не знаете по-русски,Госпожа моя... На плече за тканью тусклой.На конце ботинки узкойДремлет тихая змея. (1907) В «Фаине» обрисован портрет нервной, властной и загадочной женщины, которая стала для поэта «волей, воздухом и огнем». Фаина не похожа на бесплотное и прозрачное видение. В кипении безудержных страстей восторг поэта не знает предела. И здесь опять мы видим как в женском образе поэту видится Россия, ее судьба, русская национальная стихия с традиционно символизирующими ее образами – топосами – тройкой, зимой. В Фаине со всей полнотой воплощено представление Блока о свободе и удали народного характера. «Одна Наталия Николаевна русская, со своей русской «случайностью», не знающая, откуда она, гордая, красивая и свободная. С мелкими рабскими привычками и огромной свободой», - писал поэт о Волоховой. Стихотворения, воссоздающие поэтическое представление Блока о возлюбленной, насыщены колоритом «вольной Руси»:     Смотрю я – руки вскинула,     В широкий пляс пошла.     Цветами всех осыпала     И в песне изошла…»     «С ума сойду, сойду с ума,     Безумствуя, люблю,     Что вся ты – ночь, и вся ты – тьма,     И вся ты – во хмелю… В этих «щемящих звуках» русской песни есть отголосок и некрасовских поэм; образ Фаины оказывается родственным той, что «коня на скаку остановит», «в горящую избу войдет». В поэтике стихотворений не случайными оказываются «лебяжья поступь», «открытый говор», «цветистый хмель». Фаина может выступит в образе «лихой солдатки».  Но гиацинты ждали,И день не разбудил окна,И в легких складках женской шалиЦвела ночная тишина. В косых лучах вечерней пыли,Я знаю, ты придешь опятьБлагоуханьем нильских лилийМеня пленять и опьянять. Мне слабость этих рук знакома,И эта шепчущая речь,И стройной талии истома,И матовость покатых плеч. Но в имени твоем - безмерность,И рыжий сумрак глаз твоихТаит змеиную неверностьИ ночь преданий грозовых.  И, миру дольнему подвластна,Меж всех - не знаешь ты одна,Каким раденьям ты причастна,Какою верой крещена. Войди, своей не зная воли,И, добрая, в глаза взгляни,И темным взором острой болиЖивое сердце полосни. Вползи ко мне змеей ползучей,В глухую полночь оглуши,Устами томными замучай,Косою черной задуши. 31 марта 1907  ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА АНДРЕЕВА - ДЕЛЬМАС – КАРМЕН Сама себе закон — летишь, летишь ты мимо, К созвездиям иным, не ведая орбит, И этот мир тебе — лишь красный облик дыма, Где что-то жжет, поет, тревожит и горит! И в зареве его — твоя безумна младость... Все — музыка и свет: нет счастья, нет измен... Мелодией одной звучат печаль и радость... Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.  Вербы - это весенняя таль, И чего-то нам светлого жаль, Значит - теплится где-то свеча, И молитва моя горяча, И целую тебя я в плеча. Этот колос ячменный - поля, И заливистый крик журавля, Это значит - мне ждать у плетня До заката горячего дня. Значит - ты вспоминаешь меня. Розы - страшен мне цвет этих роз, Это - рыжая ночь твоих кос? Это - музыка тайных измен? Это - сердце в плену у Кармен? 30 марта 1914 «На железной дороге».А.А.Блок. «На железной дороге» Александр Блок Марии Павловне Ивановой Под насыпью, во рву некошенном,Лежит и смотрит, как живая,В цветном платке, на косы брошенном,Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинноюНа шум и свист за ближним лесом.Всю обойдя платформу длинную,Ждала, волнуясь, под навесом. Три ярких глаза набегающих —Нежней румянец, круче локон:Быть может, кто из проезжающихПосмотрит пристальней из окон… Вагоны шли привычной линией,Подрагивали и скрипели;Молчали желтые и синие;В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стекламиИ обводили ровным взглядомПлатформу, сад с кустами блеклыми,Ее, жандарма с нею рядом… Лишь раз гусар, рукой небрежноюОблокотясь на бархат алый,Скользнул по ней улыбкой нежною,Скользнул — и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная,В пустых мечтах изнемогая…Тоска дорожная, железнаяСвистела, сердце разрывая… Да что — давно уж сердце вынуто!Так много отдано поклонов,Так много жадных взоров кинутоВ пустынные глаза вагонов… Не подходите к ней с вопросами,Вам все равно, а ей — довольно:Любовью, грязью иль колесамиОна раздавлена — все больно. Еще один интересный женский образ встречается в стихотворении “На железной дороге”. Это уже не Прекрасная Дама, не Незнакомка, не Сольвейг. Это деревенская девушка. Ее облик не очень четок (Блок не изменяет себе), мы знаем лишь, что она молода и красива. . Она мечтает о той жизни, что мчится мимо нее за стеклами вагонов. А ведь в поезде — люди разных судеб, счастливые и несчастные, богатые и бедные, у них тоже есть мечты, возможно, они тоже стремятся к чему-то недостижимому. Но девушка не думает об этом. Она одинока, она ждет чуда, которого не происходит, да и не может произойти: “Так мчалась юность бесполезная”. И эта юность оборвалась под колесами поезда. Бессмысленная жизнь, ненужная красота, неосуществленные мечты... Сюжет для Блока новый, а звучание строк все то же, что и раньше. По мере того как мировоззрение Блока менялось, любовь для него из святого чувства превращалась в “горькую страсть”. Женские лики приобретали новые черты русской девушки, олицетворящей образ родины. В стихотворении «На железной дороге» та, что «лежит и смотрит, как живая, в цветном платке, на косы брошенном» — не сама ли это «раздавленная» Россия? (Вспомним, что это стихотворение включено поэтом в цикл «Родина»). Все женские образы у Блока связывает одно — отношение автора. Он всегда пишет о женщинах трепетно, с оттенком преклонения.   Любовь для Блока - удивительное, прекрасное чувство, полное страданий, душевной боли и счастья одновременно. Спасибо за внимание.