Лабораторный практикум по биологии для 6 класса


Лабораторный практикум по биологии для 6 классаАвтор: учитель химии и биологии МАОУ СОШ №1 г. ИшимаЕ.А. Смольская Содержание:Лабораторная работа № 1 «Изучение органов цветкового растения»Практическая работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов»Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение листа»Лабораторная работа № 3 «Определение возраста ствола по спилу».Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение клубня и луковицы»Лабораторная работа №5 «Выявление роли света в жизни растения».Лабораторная работа №6 «Выявление роли воды в жизни растения». Содержание:Практическая работа № 2 «Размножение комнатных растений»Лабораторная работа № 7 «Строение и многообразие голосеменных»Лабораторная работа № 8 «Многообразие и строение покрытосеменных растений»Лабораторная работа № 9 «Изучение клеток бактерий»Лабораторная работа №10 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» Лабораторная работа №1Тема: «Изучение органов цветкового растения»Цель: изучить внешнее строение цветкового растенияОборудование: гербарий «Цветковые растения юга Тюменской области», ручная лупа.Ход работы:1.Рассмотрите цветковое растение.2.Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму. 3.Определите, где находятся цветки и плоды.4.Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.5.Рассмотрите плоды, определите их количество.6. Зарисуйте растение, подпишите все части.Вывод: сделайте выводы, из каких органов состоит цветковое растение. Строение цветкового растенияСурепка обыкновенная Практическая работа №1Тема: «Изучение устройства увеличительных приборов»Цель: изучить строение увеличительных приборов и правила работы с нимиОборудование: лупа ручная, микроскопХод работы:Лупа. Зарисуйте, подпишите части;Микроскоп. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.Зарисуйте микроскоп в тетрадь, подпишите части микроскопа.Вывод: Сделайте вывод о значении увеличительных приборов в жизни человека. Устройство лупыручкаоправаувеличительное стекло Устройство микроскопаокуляртубусобъективштативпредметный столикзажимызеркаловинты Лабораторная работа №2Тема: «Внешнее строение листа»Цель: изучить внешнее строение простых и сложных листьевОборудование: гербарии листьев различных растений, комнатные растения класса.Ход работы:Ответьте письменно на вопрос: «Какие листья называются простыми, какие сложными?»Зарисуйте в тетради 1 простой лист и 1 сложный лист, подпишите названия растений, которым принадлежат эти листья, части листа каждого растения.Рассмотрите предложенные гербарии растений или лист комнатного растения, определите тип листьев у каждого растения, результаты запишите в таблицу:Вывод: Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Растения с простыми листьямиРастения с простыми листьями Части листа: Лабораторная работа №3Тема: «Определение возраста ствола по спилу»Цель: Изучить строение ствола дерева на поперечном спилеОборудование: поперечный спил дерева, таблица, учебникХод работы:На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите по ним возраст дерева.Рассмотрите годичные кольца. Одинаковые ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего периода.Установите, какие слои древесины старше по возрасту, лежащие ближе к сердцевине или к коре. Объясните, почему вы так считаете?Вывод: Сделайте вывод о том, в каких условиях росло данное дерево. Равномерно ли благоприятными были условия со всех сторон. Определение возраста и условий роста ствола по годичным кольцам Лабораторная работа №4Тема: «Внешнее строение клубня и луковицы»Цель:  Изучить строение подземных побегов. Оборудование: клубень картофеля и луковица, йод, пипеткаХод работы:1. Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите “глазки”, пазушные и верхушечную почки, определите в какой части клубня — в основании или верхушке — их больше.2. Зарисуйте внешний вид клубня картофеля и обозначьте на нем : «глазки»(почки), верхушку клубня, бровки(листовые рубцы), стебель.3. Разрежьте клубень на две части, на разрез клубня капните раствор йода. Как изменилась окраска разреза клубня? Объясните, почему?4. Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу репчатого лука. Найдите сухие чешуйчатые листья, сочные чешуйчатые листья. Какую функцию они выполняют?5. Найдите и рассмотрите стебель — донце, верхушечную и боковые почки.6. Зарисуйте срез луковицы и обозначьте на нем: стебель(донце), листья сочные и сухие, почку.Вывод: Сделайте вывод о значении клубня и луковицы в жизни растения. Внутреннее строение клубня Внутреннее строение луковицы Лабораторная работа №5Тема: «Выявление роли света в жизни растения»Цель:  Изучить роль света в жизни растения. Оборудование: комнатные растения , предварительно выдержанные в темноте; полоска черной бумаги или фольги; вода; источник света; спиртовка, раствор йода, этиловый спирт.Ход работы:Поставить растение в темный шкаф на 3 дня, затем на обе стороны листа растения накладывают полоски черной бумаги. Желательно вырезать в полоске, которой лист прикрывается сверху, какую-нибудь букву. После этого поставьте растение на 10 часов на источник света.Затем лист прокипятить в воде и в спирте и определить наличие в нем крахмала с помощью йода.Вывод: Сделайте вывод, о том, что произошло с листом в результате опыта. Какие вещества образуются на свету в зеленом листе растения? Лабораторная работа №6Тема: «Выявление роли воды в жизни растения»Цель:  Изучить роль воды в жизни растения. Оборудование: гербарный материал, учебник, дополнительная литератураХод работы:Изучите основные экологические группы растений, особенности местопроизрастания. Оформите результаты в таблицу:Вывод: Сделайте вывод о приспособлении основных экологических групп растений к условиям среды, определите роль воды в жизни каждой экологический группы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Экологическая группаОсобенностиПримеры Экологические группы растений по отношению к воде:ГидатофитыГидрофитыГигрофитыМезофитыКсерофиты (суккуленты и склерофиты) Практическая работа №2Тема: «Размножение комнатных растений»Цель:  Освоить способы действия при размножении комнатных растений листовыми  черенкамиОборудование: горшок с влажным песком, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.Ход работы:Осторожно срежьте лист с растения Узамбарская фиалка;Сделайте в песке углубление.Поместите листовой черенок в углубление и присыпьте черенок песком.Полейте небольшим количеством водыНакройте черенок стеклянным стаканомВывод: Сделайте вывод о способах размножения комнатных растений. Размножение растений черенками Лабораторная работа №7Тема: «Строение и многообразие голосеменных»Цель:  Изучить строение растений отдела голосеменные.  Ознакомиться с разнообразием представителей отдела Голосеменные.Оборудование: коллекция шишек и хвои голосеменных, лупа, линейкаХод работы:1. Изучите внешнее строение Сосны обыкновенной. Определите тип корневой системы. Найдите в коре смоляные ходы, определите их функцию. Определите основные элементы строения побега сосны. Зарисуйте побег сосны, подпишите основные части. 2. Изучите строение хвои сосны. Изучите строение мужской и женской шишек.3. Ознакомьтесь с некоторыми наиболее распространёнными или известными представителями отдела Голосеменные.Вывод: Сделайте вывод о проделанной работе. Строение побега и шишки сосны Лабораторная работа №8Тема: «Многообразие и строение покрытосеменных растений»Цель:  Изучить строение растений отдела Покрытосеменные. Научиться различать представителей классов Двудольные и Однодольные.Оборудование: гербарный материал «Покрытосеменные растения»Ход работы:1. Ознакомиться со строением представителя класса Двудольные – шиповника. Определить основные элементы его строения. Изучить строение побега шиповника, листьев, цветка, плода. Зарисовать в тетрадь, подписать все части и органы.2. Ознакомиться со строением представителя класса Однодольные – пшеницы. Определить основные элементы её строения. Изучить строение побега пшеницы, листьев, соцветия, одиночного цветка, плода. Зарисовать в тетрадь, подписать все части и органы.Вывод: Сделать вывод относительно особенностей строения растений классов Двудольные и Однодольные шиповник собачий пшеница мягкая Лабораторная работа №9Тема: «Изучение клеток бактерий»Цель:  закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, дрожжи, микропрепараты клеток многоклеточных животных.Ход работы:1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, культуры дрожжей. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые, в световой микроскоп, организмы. 3.Сравните между собой эти клеткиВывод: Сделайте вывод, в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Клетки кожицы лука и колония дрожжей под микроскопомклетки кожицы лукаколония дрожжей Лабораторная работа №10Тема: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»Цель:  Изучить с строение высших грибов – представителей класса Базидиомицеты. Научиться распознавать некоторые съедобные и несъедобные грибы.Оборудование: муляжи «Съедобные и несъедобные грибы».Ход работы:1. Ознакомиться со строением типичного шляпочного гриба. Определить основные элементы его строения. Зарисовать рисунок в тетрадь, обозначить: шляпку, ножку, мицелий, гифы. 2. Ознакомиться с изображениями некоторых съедобных и несъедобных грибов. Зарисовать в тетрадь 3 вида съедобных грибов и несъедобных грибов. Подписать названия, 3. Рассортировать предложенный набор грибов  на съедобные и несъедобные.Вывод: Сделайте вывод, о том, какие грибы можно употреблять в пищу, а какие нет; перечислить отличительные признаки несъедобных грибов. Строение шляпочного гриба Презентация выполнена в соответствии с рекомендациями:Сазонов В.Ф. Оформление лабораторных работ [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2016: [сайт]. Дата обновления: 11.02.2016. URL: http://kineziolog.su/content/oformlenie-laboratornyh-rabot(дата обращения: 28.10.2016)Кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания, Отдела естественных дисциплин [Электронный ресурс] // Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования [сайт]. URL: http://www.donippo.org/2015/09/04/blog-post_7-7/(дата обращения: 29.10.2016)