Лабораторный практикум по биологии для 5 класса


Лабораторный практикум по биологии для 5 классаАвтор: учитель химии и биологии МАОУ СОШ №1 г. ИшимаЕ.А. Смольская Содержание:Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений»Лабораторная работа № 3 «Определение состава семян» Лабораторная работа № 4 «Знакомство с внешним строением растения»Лабораторная работа № 5 «Наблюдение за передвижением животных» Лабораторная работа №1Тема: «Изучение устройства увеличительных приборов»Цель: изучить строение увеличительных приборов и правила работы с нимиОборудование: лупа ручная, микроскопХод работы:Лупа. Зарисуйте, подпишите части;Микроскоп. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.Зарисуйте микроскоп в тетрадь, подпишите части микроскопа.Вывод: Сделайте вывод о значении увеличительных приборов в жизни человека. Устройство лупыручкаоправаувеличительное стекло Устройство микроскопаокуляртубусобъективштативпредметный столикзажимызеркаловинты Лабораторная работа №2Тема: «Знакомство с клетками растений»Цель: изучить строение растительной клеткиОборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, игла, часть луковицы, часть зеленого листа.Ход работы:Приготовьте микропрепарат кожицы лука. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.Зарисуйте клетки кожицы лукаСравните клетки кожицы лука с препаратом зеленого листа.Вывод: Сделайте вывод о строении растительной клетки. Укажите, в чем сходство и различие разных клеток растения Последовательность приготовления микропрепарата Строение клеток кожицы лукаКлеточная стенкаЦитоплазмаВакуолиЯдро Клетки кожицы лука и зеленого растения под микроскопомКожица лукаЛист элодеи Лабораторная работа №3Тема: «Определение состава семян»Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена растений.Ход работы:Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.Положите на бумажную салфетку семена и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?Вывод: Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян. Обнаружение веществ в составе семян Лабораторная работа №4Тема: «Знакомство с внешним строением растения»Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.Оборудование: лупа ручная, гербарий цветковых растений юга Тюменской областиХод работы:Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки.Зарисуйте схему строения цветкового растения. Подпишите части цветкового растения.Вывод: Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения? Строение цветкового растенияСурепка обыкновенная Лабораторная работа №5Тема: «Наблюдение за передвижением животных»Цель: познакомиться со способами движения животных.Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с речной водой, кристаллики поваренной соли;Ход работы:Приготовьте микропрепарат простейших животных.Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите живые организмы. Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.Вывод: Сделайте вывод о значении движения для животных Презентация выполнена в соответствии с рекомендациями ФГОСИспользуемая для оформления литература:Сазонов В.Ф. Оформление лабораторных работ [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2016: [сайт]. Дата обновления: 11.02.2016. URL: http://kineziolog.su/content/oformlenie-laboratornyh-rabot(дата обращения: 28.10.2016)Кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания, Отдела естественных дисциплин [Электронный ресурс] // Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования [сайт]. URL: http://www.donippo.org/2015/09/04/blog-post_7-7/(дата обращения: 29.10.2016)