ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ХИМИИ.


Проблемное обучение базируется на том, чтобы путем создания и решения проблемных задач и ситуаций : 1.порождать стремление обучающихся к самостоятельному добыванию нового знания. 2.формировать потребность в дальнейшем развитии 3.укреплять уверенность в своих силах и способностях 4.усиливать мотивацию учения, познавательный интерес. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ХИМИИ. Функции универсальных учебных действий Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Думает Формирует мышление, речь Обретает творческие способности Проявляет инициативу Отстаивает собственную позицию Связь технологии проблемного обучения с УУД на уроке химии Урок с применением технологии проблемного обучения Тема Физические и химические явления. Химические реакции.Предмет ХимияКласс 8 Базовый учебник Габриелян О.С. Химия 8 класс (Дрофа)Цель урока (краткое описание) формирование представления учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций.Задачи урока- обучающие Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;Формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;Способствовать усвоению понятий «физические явления»,  «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций». - развивающиеРазвивать познавательную активность;Развивать навыки работы с компьютером.- воспитательные Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы,воспитание бережного отношения к своему здоровью. компьютеры, мультимедиа проектор, экран, ЭОР, ЦОР. Необходимое техническое оборудование пробирки, спички, фарфоровая чашечка, штатив с кольцом, спиртовка, вода, мел, соляная кислота, раствор хлорида железа(III), раствор гидроксида натрия, уксус, пищевая сода, сахар, вода, парафин, уксусная кислота. Оборудование:  групповая(на уроке использую и другие формы работы: самостоятельная работа с ЭОР, практическая работа, индивидуальная.) Формы работы практический метод с элементами проблемного обучения Методы обучения Комбинированный тип урока. Тип урока УУД:Личностные: готовность к самообразованию, исследованию. Коммуникативные: 1.Умение работать в группах. 2. Планирование учебного сотрудничества.2. Умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.                 Познавательные: развивать навыки и применять на практике разныеметоды химического исследования. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать явления.Регулятивные:1. Соблюдать правила работы в кабинете 2. Оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое. Этапы урока:Организационный момент и самоопределение к деятельности – 4 мин.Актуализация знаний – 4 минОткрытие новых знаний и применение – 15 мин.:актуализация знаний учащихсяработа в группах Первичное закрепление – 7 минЗакрепление - 4 минОбобщение, итог урока –2 мин.Домашнее задание – 2 мин.Рефлексия – 2 мин. Включение учащихся в деловой ритм . Эти строки о химических и физических явлениях.например, тает снег, идет дождь, появляется туман - это физические явления, соединяется водород с кислородом, и образуется вода, кипит железо, серебро, сурьма т. е с чем-то вступает в реакцию - это химические явления. Ученик -Думаю, что тема нашего сегодняшнего урока - физические и химические явления. Приветствие учителя и эмоциональный настрой учащихся.☺☺☺☺☻☻☻☻Ты знаешь, газ мельчайший, водород,В соединении с кислородом - этоИюньский дождь от всех своих щедрот, сентябрьские туманы на рассветах.Кипит железо, серебро, сурьмаИ тёмно – бурые растворы брома.И кажется Вселенная самаОдной лабораторией огромной.*** Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят…О чём же эти строки, ребята? Какова тема нашего сегодняшнего урока? Деятельность учащихся Деятельность учителя 1. Актуализация знаний Цель: актуализация имеющихся знаний, развитие познавательных интересов и инициативы учащихся, формирование коммуникативных умений. СТРУКТУРА УРОКА Деятельность учащихся Учащиеся пытаются ответить на поставленные вопросы и понимают, что не всё им под силу. Многое они не знают. Деятельность учителяБеседа : вопрос – проблема: Мы все с вами уже знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства.   Нас  всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также  идёт образование новых веществ. Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?С (фото физических и химических явлений: горение свечи, капли воды, приготовление пищи, растворение сахара) на доске. 2. Цель: Создание проблемной ситуации. Явление – это изменение или процесс? Задача: познакомиться на уроке с классификацией явлений, происходящих в природе и в жизни человека. Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.- Какие явления могут происходить с веществом парафин, мы назовем, после того как понаблюдаем за горящей свечой. Изменение агрегатного состояния- это признак какого явления?- Физического явления.- Как будет называться явление, связанное с горением?- Химическое явление. Ответы учащихся - плавление парафиназатвердевание парафинагорение парафина. Деятельность учащихсяРабота в группах, записи в тетрадях. Выводы по работе: В первом опыте соль растворилась в воде, во втором – вода поменяла агрегатное состояние, в третьем выделился газ, а в четвертом – выпал осадок. Деятельность учителяСравнительная характеристика химических и физических явлений Работа в группахЛабораторная работа: «Физические и химические явления»Оборудование и материалы:Химический стаканчик с водой, штатив с пробирками, сухое горючее, асбестовая сетка, держатель, пробка для пробирки;Кусочек цинка (металлического), раствор соляной кислоты (HCl), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор гидроксида натрия (NaOH), хлорид натрия (поваренная соль) (NaCl).Задание:Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку. Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения. В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты (HCl).К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия. 3. Целеполагание. Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности Дополнить таблицу ? Выпадение осадка К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия. 4 ? Выделение газа В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты. 3 ? Изменение агрегатного состояния воды Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения. 2 ? Растворение соли в воде Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку. 1 Тип явления Наблюдаемое явление Описание опыта №эксперимента Заполняют таблицу в тетрадях.Взаимопроверка в парах.ВЫВОД : Вещества в ходе первых экспериментов остаются сами собой. В ходе двух последних - они превращаются в другие вещества. Учащиеся: ↑↓+Q-Q Выделение газаВыпадение осадкаИзменение окраскиПоявление запахаВыделение теплаПоглощение тепла Условные обозначения Признаки химических реакций ЗАПОМНИТЕ!!!! Записи в тетради!!! Учащиеся Деятельность учащихсяРабота в парах. Заполнение сравнительной таблицы - «Физические явления Химические явления» Деятельность учителя В учебнике ознакомьтесь с правилами физических и химических явлений. Сравнить их и записать отличия.Как называются эти реакции в химии,  вы узнаете из учебника. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ  (О.С. Габриелян. § 26 с.90-91)Объясните пожалуйста: данные схемы. 4. Планирование. Цель: формирование способностей анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал Химическая реакция Идет, течет или протекает ?Продукты реакцииреагирующие(исходные)Признаки реакции ?Условия протекания реакции ? Записать!!!!Реагирующие вещества (исходные) – вещества, присутствующие вначале реакции.Продукты реакции – вещества, образующиеся в ходе реакции.Условия протекания реакции – то, что необходимо выполнить, чтобы реакция началась и продолжала протекать.Признаки реакции: Так как в результате химической реакции образуются новые вещества, обладающие другими свойствами, не схожими со свойствами исходных веществ, то внешние качественные характеристики смеси меняются. Высказывание учащихся. Ответы учащихся. Деятельность учащихсяВыступление учащихся, обмен мнениями, высказываниями . УГЛЕРОД и КИСЛОРОД- ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ - ПРОДУКТ РЕАКЦИИУСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИИ: ВОЗДУХ, НАГРЕВАНИЕ ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА.В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется энергия. С + О2 →СО2 Деятельность учителя Задания: Опишите реакцию горения угля, как пример химического явления по заданным характеристикам.Заслушивает ответы учащихся, работающих в паре. Проводит рефлексию деятельности учащихся. Сегодня мы познакомились с с физическими и химическими явлениями. Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? 5. «Открытие» нового знания.Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. Деятельность учащихсяВыполняют задание.название опыта1.Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты Результат-?2.Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела Результат-?3.Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода Результат-? Деятельность учителяРабота в группахУ вас на столе лежат конверты с заданиями, вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБИ полученные результаты занести в таблицу Опыт 1. «Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты» В пробирку налить 2 мл мыльного раствора, а затем к нему добавить несколько капель уксусной кислоты, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.Опыт 2. «Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела»В пробирку налить 2 мл раствора уксусной кислоты, а затем опустить в нее кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу. 6. Применение нового знания.Цель: Применить новые знания в учебной ситуации Деятельность учащихсяОтветы учащихся.Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Определяют степень своего продвижения к цели.Сегодня я понял……Теперь я могу…….Я приобрёл……Меня удивило……Я попробую……Мне захотелось…… Деятельность учителяКакие явления наблюдаются в следующих стихах?1. Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье.В багрец и золото одетые леса.(А.С.Пушкин)2. И трещат сухие сучья,Разгораясь жарко.Освящая тьму ночнуюДалеко и жарко!(И Суриков.)3. В декабре, в декабреВсе деревья в серебре.Нашу речку, словно в сказкеЗа ночь вымостил мороз…(С.Я.Маршак)4. А если медь в печи нагреть.То станет тяжелее медьС окалиною вместе.Не верите – так взвесьте…(Е. Ефимовский) 7. Рефлексия. Цель: формирование способностей объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Для 1 группы- стр. 92 упр. 5 (б), упр. 6 (а).Для 2 группы- стр. 92 упр. 5(в), упр. 6 (б)для 3 группы- стр. 92 упр. 5 (б), упр. (6а)творческое задание – Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях. 8. Домашнее задание. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!