АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА


АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА) «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Дьёрдь Пойа АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:Активные методы обучения (АМО) - совокупность разнообразных приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. интерактивный семинартренингпроблемное обучениеобучение в сотрудничествеобучающие игры Активные методы обеспечивают решение коррекционно-образовательных задач в разных аспектах:развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;формирование положительной учебной мотивации;повышение познавательной активности учащихся;активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;стимулирование самостоятельной деятельности;эффективное усвоение большого объема учебной информации;развитие творческих способностей и нестандартности мышления;развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого    учащегося и определение условий для их проявления и развития;развитие навыков самостоятельного умственного труда;развитие универсальных навыков. При построении логопедического занятия необходимо учитывать следующие признаки методов активного обучения: -Проблемности. Основная задача состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания. -Взаимообучения. Стержневым моментом является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. -Индивидуализации. Организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения. -Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества. -Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий. -Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности. Мотивация и ФГОС На уроке, проводимом по новым стандартам, должно быть не менее двух мотиваций: мотивация к предмету или усидчивой работе мотивация к теме урока. Структура и содержание АМОПо содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность  и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия. Структура АМО – технологии,  фазы и этапы:Инициация определение ожиданий учеников погружение в темупроработка содержания темыИнпут(интерактивная лекция )подведение итогов (рефлексия, оценка урока)эмоциональная разрядка (разминки, релаксация)I фаза Начало образовательного мероприятияII фаза Работа над темойII фаза Работа над темой 1 ФАЗА{5A111915-BE36-4E01-A7E5-04B1672EAD32}ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДАИнициация (начало урока, знакомство)Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий ладПогружение в темуОбеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обученияОпределение ожиданий опасенийКонцентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки II фаза{5A111915-BE36-4E01-A7E5-04B1672EAD32}ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДАЗакрепление изученного (домашнее задание)Контроль и коррекция ЗУНИнпут (интерактивная лекция (передача, объяснение информации)Сообщение нового материалаПроработка содержания темыУсвоение нового материала, развитие ЗУНиК III фаза{5A111915-BE36-4E01-A7E5-04B1672EAD32}ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДАЭмоциональная разрядка (разминка)Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление или восстановление энергииРефлексия Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения Инициация (начало урока, знакомство)«Утро начинается с улыбки».Логопед: Скажите мне, какое сейчас время суток? Давайте начнем утро с улыбки.Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой). Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.Метод «Турпоход»Цель: раскрепостить участников, рассказать о себе, своих личных качествах, почувствовать желание обучатьсяГруппа становится в круг. Все по очереди представляются и называют день своего рождения. Далее участники делятся по парам: родившиеся по нечетным дням, - берут себе в пару родившихся по четным. За две минуты в паре договариваются о том, кто какие закупает продукты… для виртуального похода. Далее пары объединяются в четверки. Ведущий объясняет, что необходимо разместиться по четырехместным палаткам. Решают, кто понесет палатки, кто котел и т.д.  Далее по группам решают, кто в походе  идет первым, кто последним. На выполнение задания 10 минут. Через 10 минут каждая группа должна сказать, в какой поход она идет (в горы, в пустыню, на пикник…), что они с собой взяли и как они пойдут. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)Составить пазл, на обратной стороне записана темаАМО «Письмо без адреса»Сорока приносит письмо.Сорока: Всем письма разнесла, всем письма раздала. А это не знаю от кого, а это не знаю для кого.Логопед: Если мы не знаем от кого письмо, и главное, кому оно, разве можем мы его открыть? Прочитать, что написано на конверте, мы сможем только с помощью волшебного фонарика. А раздобыть его не просто – необходимо выполнить все задания. Вы готовы к трудностям? Сварим компот. Из чего мы будем варить компот? Назовите Как вы думаете какая тема урока будет сегодня? Определение ожиданий опасений(планирование эффектов урока)АМО «Волшебные снежинки»Логопед: Кто считает, что мы легко преодолеем препятствия, прикрепите большую снежинку. А кто сомневается в своем успехе – маленькую.Дети крепят снежинки на магнитную доску.Готовы? Тогда отправляемся!Метод «тяжелый -легкий»Давайте определим с вами, что на уроке может быть тяжело (слон), а что легко (бабочка). Ученикам предлагается определить, что они ожидают от сегодняшнего урока, написать на яблоке и прикрепить на дерево На грибочке написать чего опасаются, и прикрепить их на ежика интерактивная лекция (передача и объяснение информации)Форма передачи информации ученикам различная: лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников) интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры (кино- и фотохроники), проблемно-поисковая форма, т.е.  самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта. Развитие фонематического слухаУпражнение “Поймай звук!”. Объясните ребенку, что вы будете произносить разные звуки, а ему нужно будет хлопнуть в ладоши - “поймать звук”, когда он услышит определенный звук (например, звук «С» - песенку водички, звук «З» - песенку комарика:С, З, Т, Ж, З, С, Б, С, Ч, Ш, Ц и т.д. Правильная артикуляция звуков С, ЗПравильная артикуляция звука [с]Губы слегка растянуты.Зубы сближены на расстоянии 1 мм.Язык кончиком упирается в нижние резцы.Нёбная занавеска: поднята и прижата к задней стенке глотки, преграждая воздуху выход через нос (при выдохе).Голосовые связки: разомкнуты.Выдох: несколько усилен.Артикуляция звука «3» та же, что и при [с], толь­ко голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Проработка содержания темыАвтоматизация звука - подбираем звуковые образы,произносим звук изолированно Выпишите буквы и составьте слово Эмоциональная разрядка (разминки)ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ- продвижение ребенка к своему развитию через игру- сенсорные игры: с красками, песком, с водой, игры с сыпучим материалом, игры с ритмом, совместное рисование- игры с сюжетом АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «Забор»«Окно»«Мост»Холодный ветерок ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЁРА БАЗАРНОГО В.Ф.
Расслабление мышц рук. Упражнение «Кулачки» Сожмите пальцы в кулачок(показывает, руки лежат на коленях) покрепче.Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза). А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох – выдох, еще раз: вдох – выдох…                                    Руки на коленях,                                    Кулачки сжаты,                                    Крепко, с напряжением,                                    Пальчики прижаты.Большой палец прижимаем к остальным.                                      Пальчики сильней сжимаем –                                       Опускаем, разжимаем.Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.                                       Знайте, девочки и мальчики:                                        Отдыхают ваши пальчики! Упражнение БУРАТИНОБуратино своим любопытным носом все рисует. Мы тоже будем рисовать носом, глаза внимательно следят, за движениями носаСОЛНЫШКО – мягкие движения носом по кругуМОРКОВКА - повороты головы вправо-влево, носом рисуем морковьДЕРЕВО – наклоны вперед-назад, носом рисуем дерево подведение итогов (рефлексия, оценка урока)При проведении рефлексии в конце урока каждый учащийся должен проанализировать, достиг ли он поставленной цели. Ученик всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назадВиды рефлексии:рефлексия эмоционального состояния и настроения;рефлексия деятельности на уроке;рефлексия содержания учебного материала.рефлексия деятельности на уроке;рефлексия содержания учебного материала. Предложить вернуться к дереву и ежику.Прочитайте ещё раз вопросы, которые вам были заданы в начале нашего занятия и вспомните ваши ответы на них. Изменились ли они?  (Обмен мнениями). Прием рефлексии «Дерево успеха»Учащиеся должны приклеить листики, учитывая свои успехи на уроке. Чем лучше усвоил материал, тем листик выше
Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня и получил заслуженную оценку.Урок был интересен, урок был в определённой степени полезен для меня.Пользы от урока я получил мало и не было интересно. Прием рефлексии настроения «Солнышко» Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:солнышко;солнышко с тучкой;тучку;тучку с дождиком;тучку с молнией.
Прием рефлексии «Наряди ёлочку» Красный шар-урок был актуальным, полезным, интересным.Жёлтый шар – ничего нового я не узнал.Перед новогодними праздниками можно изменить дерево на ёлочку.
Список источников:Бесплатный электронный курс «Активные методы обучения» http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo«Копилочка активных методов обучения», http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/ Спасибо за внимание!