Презентация Технология проблемно-диалогового обучения


Технология проблемно – диалогового обучения Цель:Освоение и внедрение в учебный процесс проблемно – диалогической технологии как средства формирования универсальных учебных действий .  Задачи:Знакомство с проблемно – диалогической технологией. Внедрение проблемно – диалогического обучения в учебный процесс. Пополнение сценариев уроков с использованием проблемно-диалогического обучения. Автором технологии проблемного диалога является педагог, психолог, которая входит в группу разработчиков образовательной системы «Школа 2100» Елена Леонидовна Мельникова. Основу этой технологии составляет специально организованный педагогом диалог, обеспечивающий творческое усвоение знаний. При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей инайденных решений, догадок, озарений).Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем. Что же такое технология проблемного обучения?Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Классификация методов обучения (Таблица 1) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МЕТОДЫ Проблемно - диалогическиепостановки проблемыпобуждающий от проблемной ситуации диалогподводящий к теме диалогсообщение темы с мотивирующим приёмомпоиска решенияПобуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалогподводящий от проблемы диалогподводящий без проблемы диалог {93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}Приёмы создания проблемной ситуацииПобуждение к осознанию противоречия ТАБЛИЦА 2Побуждение к формированию проблемы1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории мнения.- Что вас удивило? Что интересного вы заметили? Какие факты налицо?Выбрать подходящее:Какой возникает вопрос?- Какая будет тема урока?2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.Вопрос был один? А сколько мнений? ИЛИ – Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы не знаем?3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Побуждающий от проблемной ситуации диалог ПРИЕМ 1 Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. ПРИЕМ 2 Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материалСоль, Анна, майка, объявил ПРИЕМ 3 Дать практическое задание, не сходное с предыдущими {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МЕТОДЫ Проблемно - диалогическиепостановки проблемыпобуждающий от проблемной ситуации диалогподводящий к теме диалогсообщение темы с мотивирующим приёмомпоиска решенияПобуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалогподводящий от проблемы диалогподводящий без проблемы диалог {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МЕТОДЫ Проблемно - диалогическиепостановки проблемыпобуждающий от проблемной ситуации диалогподводящий к теме диалогсообщение темы с мотивирующим приёмомпоиска решенияПобуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалогподводящий от проблемы диалогподводящий без проблемы диалог Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. Сообщение темы с мотивирующим приемомТакой падеж как …..Я с детства не терплю.Давать, делиться чем-нибудьС друзьями не люблю. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МЕТОДЫ Проблемно - диалогическиепостановки проблемыпобуждающий от проблемной ситуации диалогподводящий к теме диалогсообщение темы с мотивирующим приёмомпоиска решенияПобуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалогподводящий от проблемы диалогподводящий без проблемы диалог МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:1.  умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации)2.  самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения)3.  креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений) Проблемно-диалогическая технология  формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.        Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.