Учитель года — 2016. Конкурсное задание Методический семинар


Подготовила: учитель начальных классовМБОУ «Ромодановская СОШ № 2»Савинова Л.В. Методический семинар Подготовила: учитель начальных классовМБОУ «Ромодановская СОШ № 2»Савинова Л.В. Тема опыта « Использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе» Цель педагогического опыта: развитие познавательной активности учащихся на основе применения современных технологий, ведущего к повышению качества знаний младших школьников. Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Ромодановская СОШ № 2»Республики МордовияСавиновой Любови Викторовны Актуальность и перспективность опыта Современные образовательные технологии обеспечивают: успешное формирование научно - исторической картины мира; познание окружающей действительности; создание условий для образования учащихся в соответствии с требованиями времени; активизацию познавательной деятельности учащихся. Использование современных образовательных технологий помогает: сделать изложение нового материала более увлекательным, наглядным и динамичным; легко устанавливать обратную связь с учениками;  повысить эффективность урока, исключить монотонность в преподавании. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)повышение интереса к учебной деятельности;создание условий для творческой мыслительной деятельности обучающихся. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе Часто педагогическую технологию определяют как: • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:  Информационно – коммуникационная технология Технология развития критического мышления Проектная технология Здоровьесберегающие технологии   Технология проблемного обучения Игровые технологии Технология мастерских  Кейс – технология Технология интегрированного обучения  Педагогика сотрудничества.   Технологии уровневой дифференциации   Групповые технологии.  “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы” (Семёнов А.П.) Считаю, что новые информационные  технологии  имеют большое влияние на содержание учебных предметов:возможность более углубленно изучить материал;заинтересованность учащихся в поиске новой информации;привлечение учащихся к самостоятельной работе;осуществление качественного и быстрого контроля знаний  учащихся.  Преимущества информационно – коммуникационной технологии Применение ИКТ  направлено на  достижение основной цели модернизации образования: улучшение качества обучения; обеспечение гармоничного развития личности; ориентирование в информационном пространстве; овладение информационной культурой. Информационно – коммуникационная технология в моей работе Систему применения ИКТ разделяю на следующие этапы:1 этап:  Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа.2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта 3 этап: Применение информационных продуктов на уроках разных типов, во внеклассной работе, при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету. В своей педагогической деятельности я использую:  готовые презентации, самостоятельно подготовленные презентации,  презентации, подготовленные на основе шаблонов (из Интернета),  анимированные кроссворды, ребусы, тренажёры и др. Наши результаты работы с Интернет - ресурсами Технология развития критического мышления через чтение и письмо Критическое мышление – разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.       Конструктивную основу составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. На стадии осмысления  обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Происходит формирование собственной позиции. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.  Используемые методические приемы развития критического мышления:1.       «Чтение с остановками» 2.       «Чтение с пометами»3. «Да-нетка» Проектная технология    Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.     Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; критически мыслить. Реализация экспериментальной площадки. В начале 2012 - 2013 учебного года на базе МБОУ «Ромодановская СОШ №2» была создана экспериментальная площадка «Исследовательская деятельность по экологии». Исследовательский проект «Любовь к родному к краю безгранична». Настоящий проект: предусматривает преобразование пришкольного участка, осуществляет реальную практико – ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляет широкие возможности для самореализации учащихся, выполнения ими социально значимых проектов. Школьные клумбы. Одна из клумб – результат нашего труда. В ходе реализации проекта по озеленению территории предполагается создание фонда посадочного материала, проведение акций, конкурсов, праздников, мониторингов окружающей среды, а также уроков, экскурсий, практических лабораторных и исследовательских работ, проектной деятельности. Экскурсия на конезавод Ичалковского района Национальный парк «Смольный» Музей природы Национальный парк «Смольный» Экологическая тропа«Лесная палитра» Проект «Наши зимующие птицы» Участие в Республиканском конкурсе«Покорми птиц!» Результативность использования технологии проблемного обучения   Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать - исследуя, исследовать - обучая. Проблемное обучение способствует: достижению высокого уровня умственного развития; формированию способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развитию интереса к учебному труду; обеспечению прочных результатов обучения.   В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Игровые технологии  Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Преимущества игровых технологий:активизация и интенсификация процесса обучения;воссоздание межличностных отношений;свободный, психологически раскрепощённый контроль знаний;отсутствие болезненной реакции учащихся на неудачные ответы; деликатный и дифференцированный подход к учащимся в обучении. Кейс – технологияКейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технологии – это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивают у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий Кроме того, дети: получают коммуникативные навыки учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы : Мои достижения