Презентация Исследовательский проект Влияния музыкальной терапии на успеваемость учащихся с низким уровнем познавательной активности.


Исследовательский проект«Влияния музыкальной терапии на успеваемость учащихся с низким уровнем познавательной активности.»Презентацию проекта подготовила:учитель музыки МОУ Ивановская средняя общеобразовательная школаШарьинского муниципального районаРазумова Наталья Николаевна1 квалификационная категория Музыка, как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека, издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств. В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия. Что такое музыкотерапия?1. Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, основанный на целительном воздействии музыки на психическое и физическое состояние человека.2. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».3. Уже в древних мифах говорится о целительной силе музыки. Древние китайцы полагали, что с помощью звуков можно излечить многие болезни. 4. Основоположником современной музыкотерапии считается швейцарский педагог, композитор Жак Далькроз (1865-1950). Он доказал огромное значение музыки. Цель проекта : Выявить особенности влияния музыкальной терапии на успеваемость учащихся с низким уровнем познавательной активности.Задачи: 1. Развить умение выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам само расслабления.2. Учить слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, характер и выражать мимикой и пластическим движениями, а также в рисунках.3. Развивать коммуникативное благополучие ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости.4. Учить доверять себе и другим людям.5. Формировать доброжелательное отношение к окружающим, умение действовать в коллективе сверстников.6. Обучать умению планировать свои действия, концентрации и устойчивости внимания при выполнении заданий, снизить импульсивность и гиперактивность учащихся.7. Развивать мыслительные операции посредством музыки, высвободить творческий потенциал. 8. Воспитывать умение слушать музыку, прививать любовь к музыке, возвышенные чувства. АктуальностьпроектаНе секрет, что состояние здоровья современного ребёнка ухудшилось. Влияние экологии, нарушение родителями здорового образа жизни, школьные нагрузки, стрессовые факторы и многое другое приводит к увеличению заболеваемости, общему ослаблению организма и нервной системы школьника. В связи с этим, особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня функциональной напряженности и заболеваемости. Одним из мощных средств благотворного воздействия на здоровье и психику человека является музыкальное искусство. Музыканты, психологи давно пришли к выводу, что музыка способна оказывать влияние на все психические процессы даже без осознанного вслушивания. Лечение музыкой или «музыкотерапия» является одним из древнейших средств оздоровления, не теряющих своей актуальности и по сей день. Практическая значимостьпроектаМатериалы данного проекта могут быть использованы в целях повышения успеваемости учащихся средствами музыкальной терапии. Результаты исследования могут быть интересны учителям начальных классов, учителям музыки, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своем здоровье и любит музыку. ГипотезапроектаЕсли использовать формы и методы музыкотерапии, можно значительно повысить качество знаний у учащихся начальных классов с низким уровнем познавательной активности. ПсихологУчастникипроектаУчащиесяУчитель музыкиКлассные руководители Проект включает 3 этапа:1.Подготовительный2.Аналитический3. ЭкспериментальныйПодготовительный этап:1. Работа с методической литературой по теме "Музыкотерапия"2. Изучение музыкально-педагогического опыта педагогов, работающих по теме "Музыкотерапия"3. Продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания; 4. Подобрать специальные музыкальные произведения для включения в различные этапы урока Аналитический этап:Беседа с классными руководителями 1-4 классов об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов. Анализ теоретических работ по проблеме исследования. Определение путем наблюдения, проведения самостоятельных, проверочных, контрольных работ, что учащиеся испытывают трудности при усвоении материала, не могут надолго концентрировать внимание. Следуя методическим рекомендациям музыкальной психотерапии, включать музыкальные фрагменты на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира. Использовать музыкотерапию на разных этапах урока ( на организационном этапе урока, на этапе получения и усвоения информации, на этапе самостоятельной работы, во время физкультурных минуток), подчиняя целям и задачам урока.Экспериментальный этап На каждый орган человека действует определенный музыкальный инструмент. 1. Виолончель оказывает благоприятное действие на почки. 2. Арфа гармонизирует работу сердца. 3. Ударные инструменты обладают особенными свойствами - игра на них способствует расслаблению мышц. 4. Струнные инструменты нормализуют дыхание и кровообращение. Таким образом, симфонический оркестр является «универсальным врачом». Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны». Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодия». Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор». Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» часть 3. Если плохое настроение ,то специалисты рекомендуют так называемые стимулирующие (тонизирующие) программы. Это произведения Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым детям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2». Для снятия мигрени, головной и другой боли. Религиозная музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже». От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы Чайковского. Малышу, который плохо спит, можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом. 2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль “Академия развития”, 1997.3. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., "Владос" 1997;4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 20005.Глазунова Л.И.: Музыкальная психотерапия в образовании. - Белгород: БелГУ, 20086.Шушарджан С.В.. Здоровье по нотам. – М., изд-во "Перспектива", 19947.Киселёва Т. Ю. Арт – терапия в работе с детьми. – СПб Речь, 2007. – 160с.Литература