Презентация к методическому семинару Кейс-метод — основа развития исследовательской деятельности учащихся


Кейс-метод – основа развития исследовательской деятельности учащихся Бисерова еле «Скажи мне, я забуду.Покажи мне, я могу запомнить.Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда».Китайская пословица Бисерова Е.А. учитель истории МОУ Медведской СОШ, 2013 г. Кейс-стади – (от английского “case study” – изучение ситуации) качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Кейс-метод - это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят. Особенности метода 1.Основан на использовании технологии критического мышления.2. Эффективная сочетаемость с различными методами обучения. Метод, интегрированный в кейс-метод Характеристика его роли в кейс-методе Моделирование Построение модели ситуации Системный анализ Системное представление и анализ ситуации Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования Методы описания Создание описания ситуации Проблемный метод Представление проблемы, лежащей в основе ситуации Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации Игровые методы Представление вариантов поведения героев ситуации «Мозговая атака» Генерирование идей относительно ситуации Дискуссия Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения 3. Особенность кейс-метода заключается в том, что это специфическая разновидность проектной технологии: (без помощи учителя ученик не может обойтись). 4. Данный метод также является основой для развития исследовательской деятельности учащихся. Так как главная идея метода заключается в том, чтобы совместными усилиями группы на основе различных источников информации проанализировать ситуацию, т.е. исследовать ее. Особенности метода Разновидности аналитической деятельности Их характеристика Основные разновидности Проблемный анализ Выделение проблем, формирование проблемного поля, их квалификация Анализ проблемного содержания ситуацииАнализ проблемных условий ситуацииАнализ проблемных последствий ситуации Системный анализ Рассмотрение объекта с позиций системного подхода, имеющего структуру и функции Дескриптивный анализ, т.е. на основании имеющейся структуры формируются функцииКонструктивный анализ т.е., на основании заданных функций создается структура Праксеологический анализ Рассмотрение деятельностных процессов с точки зрения их оптимизации Анализ путей оптимизации деятельностиАлгоритмизация и моделирование деятельности Прогностический анализ Формирование предсказаний относительно будущего развития ситуации Нормативный прогностический анализ, когда задается будущее состояние системы и определяются способы достижения будущегоПоисковый прогностический анализ, при котором определяется ситуация будущего Признаки кейса:Наличие проблемного момента.Коллективная выработка решений.Принципиальное отсутствие единого решенияЕдиная цель при выработке решений.Наличие системы группового оценивания деятельности. Структура кейса Технология использования кейс-метода Преимущества использования кейс-метода Источники кейсов Виды кейсов По применению По действующим субъектам По наличию сюжета По временной последовательности материала По объему По структурному наполнению По способам представления материала Что не является «кейсом»? Хью МакЛин выделяет: Не актуальный и не вызывающий интереса материал (отсутствие загадки, отсутствие вопроса, отсутствие противоречия);Материал в котором отсутствует изложение контекста;Отсутствие в описании материала определенных живых элементов: истории, интервью. Ряд типовых шагов для создания Кейса:1. Определение темы и вопроса исследования;2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;3. Определение контекста;4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;6. Описание и редактирование кейса;7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации. Список литературы и источников готовых кейсов Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России / И.Козина //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90.  Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm http://www.casemethod.ru