Развитие творческих способностей учащихся средней школы на уроках английского языка


Грачёва Ирина АлександровнаМАОУ СШ № 102учитель английского языка Plant KINDNESS and LOVE will grow (сей доброту и взойдёт любовь) ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАПроектная деятельность по английскому языку как средство развития творческих способностей учащихся 5 классов путём актуализации межпредметных связей Условия формирования личного вклада в развитие образованияНаучно – исследовательские условия: изучение работ философов, психологов и педагогов развивающего образования (Л.С. Выготский, Пассов Е.И., Воровщиков С.Г., Г.В.Рогова.,Ф.М.Рабинович, Бим И.Л., Сафонова В.В., Полат Е.С.,); проектной методики (Душеина Т.В., Павленко И.Н., Копылова, В.В.); Методические условия: активное участие в деятельности школьного методического объединения, секретарь школьного методического объединения, активный участник школьного этапа НОУ среди 9 - 11 классов, эксперт по устной речи ОГЭ;Организационно – педагогические условия: создание методического кабинета-лаборатории по английскому языку, освоение системно-деятельного подхода в образовании, повышение уровня квалификации, реализация ФГОС в средней школе.

Актуальность личного вклада в развитие образованияДля ребенка как личности, части социума;Способ достижения образовательных результатов в основной и старшей школе;Демонстрация умения на ЕГЭ и ОГЭ;Требование (ФГОС) ПРОТИВОРЕЧИЕВысокий уровень значимости умения для саморазвития ребёнка недостаточный уровень сформированности этого умения в переходном звене Теоретическое обоснования личного вклада в развитие образованияПодходы в обучении: Принципы: Компетентностный - доступности Личностный - субъектностиДифференцированный -добровольностиДеятельностный - партнёрства - преемственности - результативности - научности и созидания - творчества и успеха Цель и задачи педагогической деятельностиЦель: развить творческие и интеллектуальные способности учащихся с помощью проектной деятельности на уроках английского языка.Задачи:-активизировать деятельность каждого учащегося;-разработать систему заданий, направленных на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся .-разработать программу внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов, основная цель которой –раскрыть творческие способности учащихся.-внедрить в образовательный процесс систему педагогических инструментов (подходов, технологий, методов, приёмов), ориентированную на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, создающую условия для саморазвития и самореализации личности школьника. Ведущая педагогическая идеяПроектная деятельность:- помогает вовлечь учащихся в языковую деятельность, сформировать желание самовыражения, помочь преломить языковой барьер, реализовать их интеллектуальный потенциал. - совершенствует коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности; развивает языковые средства и навыки пользования ими;- формирует социокультурную осведомленность, применяя общеучебные и специальные учебные умения. Деятельностный аспект личного вклада в развитие образованияМетод проектов:- отлично сочетает в себе труд, отдых и творчество;- способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов;- является мощным стимулом к учебе и здоровьесберегающим методом;предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат.Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент. Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования      Основными преимуществами проектной деятельности являются:повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,простор для творческой и созидательной деятельности.     Применение проектной методики на занятиях английского языка показало, что учащиеся:достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,понимают необходимость междисциплинарных связей. Деятельностный аспект личного вклада в развитие образованияПроектная деятельность реализуется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, а также при изучении английского языка в семье или составлении индивидуального портфолио.Полезные жизненные принципы  «проектного выпускника»:- Индивидуальность и  социальное самоопределение;- Сформированность навыка индивидуальной и командной работы;- Способность давать адекватную оценку действиям своим и чужим.Принципиальные условия, соблюдаемые при работе над темой проекта:- Компьютерная грамотность;- Умение аргументировать и делать логичные выводы;-Распределение материала от простого к сложному, от  частного к общему. Деятельностный аспект личного вклада в развитие образованияКак проектная работа помогает сделать учащихся более активными и автономными Раскрывает индивидуальные способности, укрепляет веру в себяСпособствует преодолению пассивности и инертностиРазвивает учебные умения распределять время и ответственностьОбеспечивает внутренний мотив говоренияРазвивает и «питает» познавательный интересОбеспечивает практику принятия решенийУчит анализу и рефлексии Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизныуроквнеурочная деятельностьизучение английского в семьепортфолио Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффектыЛичностные: осознание языка как средства общения; развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.Ключевые (метапредметные): развитие умений взаимодействия с окружающими; развитие коммуникативных способностей, формирование мотивации к изучению иностранного языка.Предметные: овладение представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических. Речевая компетенция:Говорение: диалоги/монологи о себе, семье, друге ( в рамках темы проекта)Письменная речь: умение написать небольшие рассказы по теме проекта; В познавательной сфере: умение действовать по образцу при составлении собственных высказываний; умение осуществлять самонаблюдение и самооценку; В ценностно-ориентированной сфере: язык - средство выражения мыслей, чувств, эмоций. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффектыВзаимоподдержка конфликтность терпение К О Н К У Р Е Н Ц И Я Метапредметные результаты Предметные результатыКонтрольные работыМеждународный игровой конкурс “British Bulldog" (победители и призеры)Школьная и районная олимпиада по английскому языкуНегосударственные олимпиады по английскому языку (English First, MasterClass)Предметные недели по английскому языку Транслируемость практических достижений профессиональной деятельностиОпыт был представлен на семинаре ШМО 30 января 2015 года в МАОУ СШ № 102Адресная направленность и воспроизводимость опыта: опыт доступен учителю с любым опытом работы и может быть совместим с любыми образовательными технологиями и моделями преподавания.Трудности и риски:-ответственность возлагается на самого ученика как индивида; – определить тему (наиболее интересную ученикам), форму и содержание проекта;-задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проект; -Разумно определить временные рамки;-продумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся;- составить и обсудить примерный план работы. Литература1. «Настольная книга преподавателя иностранного языка» ;Справ.пособие/Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская и др. -Мн.: Выш. Шк., 2011.2. «Развивающее обучение иностранным языкам» Л.Я.Васильева. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2010 год, стр. 24.3. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-метод. и управленческого сопровождения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 5 за знания, 2010. - 304 с. - (Методкнига). - ISBN 978-5-458292-344.4. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». Г.В.Рогова. Ф.М.Рабинович и др.-М.: Просвещение, 2012.5. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М. Дрофа, 2010. – 96 с.6. Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2013, № 3.7. Сборник “На урок в Интернет”, материалы Всероссийского конкурса “Дистанционный учитель года”, Москва, РАО, 2011.8. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2013, № 5.