Презентация к методическому материалу Формы и методы педагогического сотрудничества


Формы и методы педагогического сотрудничестваУчитель технологии Перфилова Ольга РавильевнаМОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 1» «Педагогика сотрудничества» является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.Название технологии было дано группой педагогов-новаторов – Ш.А.Амоношвили, И.П.Волковым, Е.И.Ильинам, В.А.Кароковским, и другими. В обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы, достижения русской и зарубежной психолого-педагогической практики и науки. Главная цель педагогики Сотрудничества –гуманизация, «очеловечивание» педагогического процессаВ основе этой педагогики лежат новые отношения с учащимися, исключающие принуждение детей к учению, вовлекающие их в совместный труд и творческое взаимодействие, направленные на освоение учебного предмета Формы Концепция сотрудничества трактуется какСовместная развивающаяся деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Особенности содержания и методики в педагогике сотрудничестваГуманно-личностный подход к ребенкуДидактический активизирующий и развивающий комплексКонцепция воспитанияПедагогизация окружающей среды Гуманно-личностный подход к ребенкуНовый взгляд на личность как на цель образованияГуманизация и демократизация педагогических отношенийОтказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условияхНовая трактовка индивидуального подходаФормирование положительной Я-концепции Дидактический активизирующий и развивающий комплексСодержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы.Обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам. И способам мышления.Идет объединение, интеграция школьных дисциплинВариативность и дифференциация обученияИспользуется положительная стимуляция ученья Концепция воспитанияПревращение школы Знания в школу Воспитания;Постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;Развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;Возрождение русских национальных и культурных традиций;Сочетание индивидуального и коллективного воспитания;Постановка трудной цели. Педагогизация окружающей средыШколе отводится ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, т.к школа, семья и социальное окружение является важнейшим социальным институтом, формирующим подрастающую личность; Характеристики педагогаВысокая квалифицированность и конкурентоспособность на рынке трудаКомпетентность;Ответственность;Свободное владение своей профессией и ориентированность в смежных областях деятельности;Способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов;Готовность к постоянному профессиональному росту;Социальной и профессиональной мобильности. -Каким должен быть учитель? -Как сохранить психическое и физическое здоровье учителя и ученика и быстро адаптироваться в изменяющейся профессиональной среде? Практикум № 1 «Эффективный учитель»« Примерьте» на себя нижеприведенные характеристики эффективного учителя (по А. Маслоу). Определите их индивидуальную выраженность в процентных показателях, помня, что каждая характеристика максимально может иметь стопроцентное проявление. ВыводПолагаю, вы согласитесь с мнением, что в своей профессиональной деятельности эффективный учитель достигает учебно-воспитательных и развивающих результатов не любой ценой (например, ценой собственного здоровья или невротизации учеников). Он учитывает принцип экологичности « Не навреди!» (здоровью и психике ребенка, самому себе) и высшее мерило (главный образовательный стандарт и критерий) – жизнь человека (своя и других людей). Практикум № 2 «Личность ученика»Вспомните одного из своих учеников, к которому вы испытываете не самые лучшие чувства. Подумайте и напишите 5 позитивных качеств, которые вы действительно видите в нем.Легко или трудно вам было это сделать? Анализ своих действийЕсли легко- то вы в целом принимаете его как личность, но отдельные стороны его вас раздражают.Если нелегко – вероятнее всего вы отвергаете его в целом.Насколько, по вашим ощущениям ученик чувствует вашу неприязнь?Как это проявляется в вашем с ним взаимодействии? Что делать?Чтобы восстановить позитивное восприятие личности ученика в целом, попросите коллег, одноклассников назвать позитивные качества, которыми по их мнению он обладает. Обсудите с учителями, есть ли черты, которые они не принимают в данном ученике.Подумайте к каким его качествам следует проявить терпимость, а где стоит установить границы вашей толерантности? Позитивный подход к решению проблемы« Ночью слона привели в темное место. Много людей пришло, чтобы увидеть его. Так как было темно, и посетители не могли видеть слона, они трогали его, чтобы составить себе представление о том, что это такое. Так как животное было очень большим, то каждый посетитель мог ощупать лишь небольшую часть и затем рассказать о нем. Тот, кто ощупывал ногу слона, сказал, что он похож на большую колонну; тот, кто касался бивней, рассказывал, что он острый; третий, кому досталось пощупать ухо, убеждал, что слон похож на опахало; четвертый, кто гладил слона по спине, утверждал, что он прямой и ровный как диван. У каждого осталось свое мнение о слоне… Практикум №3Выразите свои негативные чувства по поводу неприемлемого поведения ученика (воспитанника) в следующих ситуациях.Звонок с урока еще не прозвенел, однако некоторые ученики уже тихо сложили вещи в портфель и приняли «стартовую позу».Старшеклассник ходит в школу – на занятия и на вечера – в дырявых джинсах, другую одежду носить отказывается.ученик в очередной раз не выполнил домашнее задание и проявляет изобретательность в оправдательных объяснениях.Вспомните ситуацию, где кто-то из ваших учеников проявил некорректность к Вам ВыводСохранение психического и физического здоровья учителя, его стрессоустойчивость и способность к быстрой адаптации в изменяющейся профессиональной среде – необходимые условия профессионального развития личности педагога и ее творческой самореализации и толерантного отношения к обществу. Молитва о встречеЯ пришел в это мирНе для того, чтобы оправдывать твои надежды,Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.И ты пришел в этот мирНе для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,Не для того, чтобы отвечать моим интересам,Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.Потому что я – это я, а ты – это ты.Но если мы встретились и поняли друг друга – То это прекрасно!А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь Спасибо за сотрудничество!