Презентация к мастер-классу Рефлексия.Виды рефлексии и ее использование на уроках.


* — Поговорим? — О чем?— О разном и о прочем. О том, что хорошо, И хорошо не очень. Ведь что-то знаешь ты, А что-то мне известно. Поговорим? — Поговорим. Вдруг будет интересно!? * Что такоерефлексия? * Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов * Мастер-класс«Рефлексия. Виды рефлексии и ее использование на уроках» ПроводитХорунжая О.В. * Составляющие рефлексивной деятельности Формируемые учебные действия Формирование внутренней позиции школьника Личностные Самооценка на основе критериев Эмпатия Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) учебной деятельности Рефлексия способов, условий, действий Познавательные Контроль и оценка результатов деятельности Формирование и аргументация своего мнения Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества * Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос? Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего? Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг. * 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. * рефлексия эмоционального состояния и настроения; рефлексия деятельности на уроке;3. рефлексия содержания учебного материала. Виды рефлексии: * разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения. Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения: * Прием рефлексии «Светофор» * На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации; голубого цвета – занятие неинтересное, не было никакой полезной информации. Прием рефлексии «Солнышко» желтого цвета голубого цвета * Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ. Прием рефлексии «Цепочка пожеланий» * Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке: Прием рефлексии «Одним словом» РаздражениеЗлостьРадостьРавнодушиеУдовлетворениеВдохновение СкукаТревогаПокойУверенностьНеуверенностьНаслаждение * Задание 1. Подберите форму проведения рефлексии настроения и эмоционального состояния, которую бы вы хотели предложить своим коллегам сегодня на мастер-классе. Изобразите ее на флипчарте. * Рефлексия деятельности на уроке «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность.»Бернард Шоу * Прием рефлексии «Лесенка успеха» Пример лесенки * * Прием рефлексии «Лесенка успеха» Пример лесенки * Прием рефлексии «Лесенка успеха» * Прием рефлексии «Яблоня» * Рефлексия деятельностиПрием рефлексии * Рефлексия деятельности * Рефлексия деятельностиПрием «Светофор» * Задание 2. Проведите рефлексию своей деятельности на мастер-классе. * Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); Прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Рефлексия содержания учебного материала * Прием рефлексии «Выбор» На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок показался мне4. За урок я 5. Мое настроение6. Материал урока для меня был активно, пассивнодоволен, недоволенкоротким, длиннымне устал, усталстало лучше, стало хужепонятен, непонятенинтересен, скученполезен, бесполезен * Учащимся предлагается поставить значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:1. Я считаю, что занятие былоинтересным___________________скучным.2.Я научилсямногому_______________________малому.3. Я думаю, что слушал другихвнимательно__________________невнимательно.4. Я принимал участие в дискуссиичасто_________________________редко.5. Результатами своей работы на уроке ядоволен______________________не доволен. Прием рефлексии «Выбор» * Прием рефлексии «Утверждение» Я узнал(а) много нового.Мне это пригодится в жизни.На уроке было над чем подумать.На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). * Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.Урок Я на уроке Итог1. интересно 1. работал 1. понял материал2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3. безразлично 3.помогал другим 3. не понял Прием рефлексии «Оцени себя на уроке» * 1.На уроке я работал……..потому что………2.Своей работой на уроке я………3.Урок для меня показался…….4.За урок я…..5.Мое настроение……..6.Материал урока мне был……… Прием рефлексии «Аргументация своего ответа» * сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что… Прием рефлексии «Незаконченное предложение» я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни… * Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение. Можно сделать в таблице. В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. Прием рефлексии «Плюс – минус - интересно» * Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Прием рефлексии «Синквейн» * Прием рефлексии «Синквейн» Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). * Примеры«Синквейна» * * Примеры«Синквейна» * * Примеры«Синквейна» * Задание 3. Составьте синквейн по теме «Рефлексия».Отобразите его на постере. * * «Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять , что нужно делать дальше.»Б.Дизраэли *