Презентация к мастер классу Приемы рефлексии на уроках в начальной школе


Мастер-класс«Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе» любимым нужным успешным Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Reflexio (от латинского) – обращение назад.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Физическая (успел – не успел, легко-тяжело); Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно-скучно); Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Рефлексия бывает:Фронтальная (выборочная)Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)?» «Какую помощь в работе оказал… (имя)?»)Коллективная. В психологии различают несколько видов рефлексии Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Рефлексивные умения: адекватно воспринимать себя; ставить цель деятельности;определять результаты деятельности; соотносить результаты с целью деятельности;определять наличие ошибок в собствен­ном поведении;описывать прожитую ситуацию. Классификация приемов рефлексии Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Дерево чувств» Гномик веселый и грустный Эмоционально-художественная и музыкальная рефлексия Рефлексия деятельности Лесенка успеха «Букет настроений» 3-4 ошибки Нет ошибок 1 ошибка «Поезд» «Поляна» Рефлексивный экран 1.  сегодня я узнал…2.  было интересно…3.  было трудно…4.  я выполнял задания…5.  я понял, что…6.  теперь я могу…7.  я почувствовал, что…8.  я приобрел…9.  я научился…10.  у меня получилось …11.  я смог…12.  я попробую…13.  меня удивило…14.   урок дал мне для жизни…15.  мне захотелось…  «Корзина идей» «Волшебный мешочек» «Пятерочка» «Мишень» «10 баллов» «Я» 0______________10«МЫ» 0______________10«ДЕЛО» 0______________10 Рефлексия содержания учебного материала «Пометки на полях»« + » - знал« ! » - новый материал (узнал)« ? » - хочу узнать «Плюс. Минус. Интересно» П М И первая строка – название темы - одно существительное;вторая – описание темы в двух словах - два прилагательных;третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. Таблица-фиксация знания и незнания о каком-либо понятии Понятие Знаю Узнал Хочу узнать Например: Имя существительное Часть речиВопросы кто? что? Изменяется по числам Бывает женского, мужского, среднего рода Как еще изменяются существи-тельные? понятие ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ(Ф. И.)_________________________ № Вопрос Ответ (+;-) 1 Комфортно ли вам было на уроке? 2 Поняли ли вы тему урока? 3 Смогли ли вы выполнить самостоятельно:Карточку № _______Упражнение_______Задачу №______ 4 Требовалась ли вам помощь:а) учителя,б) учебника,в) соседа по парте? 5 Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе. «Для меня сегодняшний урок» Урок Я на уроке Итог 1) Интересно 1) Работал 1) Понял материал 2) Скучно 2) Отдыхал 2) Узнал больше, чем знал 3) Безразлично 3) Помогал 3) Не понял «Анкета» На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен / я недоволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Мое настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скучен Домашнее задание мне кажется легким / трудныминтересным / неинтересным «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Антуан де Сент-Экзюпери. Если понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно – покажитеЕсли вас это не тронуло – покажите первая строка – название темы - одно существительное;вторая – описание темы в двух словах - два прилагательных;третья строка - описание действия в рамках этой темы - три глагола;четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.