Презентация на тему Межпредметная и метапредметная интеграция как средство реализации деятельностного подхода на уроках биологии


«Межпредметная и метапредметная интеграция как средство реализации деятельностного подхода на уроках биологии»Выступление на педагогическом совете учителя биологии Соловьевой И. П. «Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.»(И.Г. Песталоцци ) Основная задача естественнонаучных дисциплин: раскрыть перед учащимися современную целостную картину мира,формирование естественнонаучного мировоззрения . Уровни интеграцииИнтеграцияВнутрипредметнаяМежпредметнаяМетапредметная Внутрипредметная интеграция включает:фрагментарную интеграцию, используемую как отдельный  фрагмент урока, требующий знаний из других школьных дисциплин;Узловую интеграцию -  когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала . Межпредметная или синтезированная интеграцияобъединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса,является наиболее эффективной, Способы межпредметной интеграцииИнтегрированное заданиеИнтегрированный урокИнтегрированный курсЧерез исследовательскую и проектную деятельность Возможности осуществления внутри – и межпредметного интегрирования по физике, химии, биологии (основные законы и закономерности){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ФизикаХимияБиология1. Закономерности, определяющие положение тела в пространстве (для равномерного, неравномерного, криволинейного движения)2. Закономерности действия на тело сил (законы Ньютона, Гука, проявления сил трения) 3. Закон сохранения импульса4. Закономерности, определяющие механическую работу и мощность5. Закон взаимопревращения потенциальной и кинетической энергий6. Закономерности движения жидкостей и Газов7. Закономерности колебательного движения (механического и электромагнитного)8. Закономерности волнового движения (механического «электромагнитного)9. Закономерности газового состояния 10. Основное уравнение МКТ 12. Закономерности строения свойств твердого тела13. Законы электростатики14. Законы постоянного тока 15. Закономерности электромагнитной индукции и магнитного поля16. Законы переменного тока17. Постулаты СТО18. Закон взаимосвязи массы и энергии 19. Закономерности волновых и квантовых свойств света 20. Закономерности ядерных реак­ций1. Атомно-молекулярное учение2. Закономерности, определяющие правила составления уравнений химических реакций3. Закономерности в свойствах металлов4. Закономерности в свойствах неметаллов 5. Закономерности химических реакций6. Закономерности свойств элементов в группах и подгруппах. Определение свойств элементов по их месту в таблице 7. Закономерности химических связей 8. Закономерности электролитической диссоциации9. Закономерности строения органических веществ 10. Закономерности строения атома1. Закономерности строения расте­ний 2. Закономерности развития растительного мира 3. Закономерности питания и дыхания живых организмов (растений, животных, человека)4 Законы опорно-двигательной системы животных и человека5. Закономерности обмена веществ в живых организмах6. Закономерности действия нервной системы, желез внутренней секреции, органов чувств7. Закономерности размножения и развития, животных и человека8. Законы, лежащие в основе эволюционного учения 9. Закономерности развития органического мира 10. Закономерности существования биосферы11. Законы цитологии12. Закономерности наследственности Метапредметная интеграция В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: развивающее обучение Эльконина-Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смыслового моделирования; школа М.Щетинина и др. развивающего обучения; критического мышления; ТРИЗ; технологический компонент личностно-ориентированного урока; общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.). Результаты интегрированного обучения способствует развитию научного стиля мышления учащихся; даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания; формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;повышает качество знаний учащихся; повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно; формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике; позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе; расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях; приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности. Используемая литература: 1.  Вагина Светлана Григорьевна, Гливинская Ольга Викторовна, Михайлюк Яна Владимировна. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе.2.   Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1. 3   Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий4.   Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.5.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. 6.    Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. 7.    Масюкова Н.Г., зав. Кафедрой гуманитарных дисциплин СКИПКРОМетодические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации «Учитель года» по истории и обществознанию.8. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.9. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 198610.Ильченко В.Р. Взаимосвязи при изучении общих законов природы в школе (физика, химия, биология): Учебно-наглядное пособие для 7 – 11 классов. М.: Просвещение, 198911.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 198112.Ильченко В.Р. Формирование естественно-научного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 199313.Межпредметные связи естественно-математических дисциплин (Под редакцией В.Н. Федоровой) –М.: Просвещение, 198014.Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. – Екатеринбург, 199415.Гулак В.А., Шевченко Н.З. Интегрированный урок "Влияние социальной среды на здоровье человека" – Биология в школе, № 2, 2001, стр.2516.Подшивалина В.Н. Биология и информатика: интегрированные уроки. – Биология в школе - № 6, 1998, стр.3417.Смиронова Т.Г., Белоусова Е.Н. Симметрия в биологии и математике. Интегрированный урок "Влияние социальной среды на здоровье человека" – Биология в школе - № 6, 1998, стр.3418.Понуркевич В.М. Интегрированный урок – биология – математика – биология в школе, № 6, 1995, стр.4219.Власова Н.Г. Звук, его источники, восприятие и передача. Интегрированный урок. – (серия "Я иду на урок биологии" – М.: "Первое сентября", 200020.Материалы лаборатории естественно-научного цикла школы № 97 по интегрированным урокам, 2000 – 2001.21.Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. – М.: Просвещение, 199122.Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. – М.: Мысль, 198023.Семенышева А.В., Калпакова О.А. Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Интегрированный урок – игра биологии – химии (Серия "Я иду на урок биологии"). – М.: Первое сентября, 200024.Набиуллина В.Р., Назимова С.П. В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело. Интегрированный урок биология – изобразительное искусство (Серия "Я иду на урок биологии"). – М.: Первое сентября, 2000 Спасибо за внимание !