Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования


ПРОЕКТРазвитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. Составление и реализация учителя-логопеда Чумаковой М.В. 2016 г. Проблема проекта: Необходимость комплексной коррекции связной речи и психических процессов дошкольников логопедических групп Цели проекта:Повышение качества учебно-воспитательного процесса в группах для детей с речевыми нарушениями путём применения в логопедической работе специально подобранных иллюстративно-дидактических материаловЗадачи проекта:Проанализировать методическую литературу по данной проблемеВыявить направления применения моделирования в дошкольной педагогикеПодобрать ресурсы для коррекционной работы с использованием моделирования и специальный речевой материалВыполнять коррекционную деятельности с использованием моделированияПроанализировать целесообразность деятельностиСоставить презентацию по тематике проведённой работыТип проекта: практико-ориентированный, информационныйДлительность: 1год.Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель логопедической группыЦелевая группа: дети старшей логопедической группы.Направленность развития деятельности: комплексная, познавательно-речевая.Результат: презентация по теме проекта, проведение консультаций с использованием ИКТ Особенности речевого развития детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий.Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания * Методические требования к занятиям по обучению детей рассказыванию 1. Уделять большое внимание подготовительной работе (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядно представленного на картине сюжета).2. Формировать языковые (прежде всего, грамматические) представления и обобщения.3. Формировать навыки планирования связных высказываний различного типа.4. Обращать внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний.5. Использовать технические средства обучения.6. Осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям с ОНР.7. Учитывать принцип тематической взаимосвязи (в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР).8. Формировать навыки тех видов монологических высказываний, которые составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе (пересказ, составление рассказа по наглядной опоре, составление рассказа по аналогии). Методика обучения детей с рассказываниюОбучение рассказу-описанию предметов Виды работ и методические приёмы. 1. Проведение подготовительных упражнений на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета (с использованием настольных игр и пособий).2. Упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов 3. Упражнения на сравнение предметов (однотипных предметов; предметов, относящихся к одной типологической группе – овощи, фрукты и др.; в дальнейшем – предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака – помидор, арбуз, мяч и др.) 4. Формирование навыков составления описания предметов, начиная с простого описания с помощью вопросов педагога, с постепенным переходом к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (по предваряющему плану, затем – с опорой только на данный образец). 5. Приём дополнения ребёнком предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребёнком всей фразы.6. Описание предметов по предваряющему плану-схеме.7. Вспомогательные приёмы (при затруднениях, возникающих у детей в составлении описания): жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. 6. Приём параллельного описания педагогом и ребёнком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.)8. Формирование у детей навыков планирования небольшого по объёму рассказа-описания.9. Вводить в обучение следующие виды работ (по мере усвоения навыков описания): описание предмета по памяти, собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.10. Закрепление и развитие речевых навыков осуществлять в ходе игровых занятий. МНЕМОДОРОЖКА МНЕМОТАБЛИЦА Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам. В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данным видам деятельности ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕРАССКАЗ-ОПИСАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКАСРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ МЕТОДОМ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ФАНТАЗИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет; форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)? за что нравится (не нравится)? Название. (яблоко, вишня и т.д.)Обобщение (это овощ; это фрукт и т.д.)Где растёт? (в лесу на кустарниках, в лесу на деревьях, в саду на деревьях, в огороде на грядках, в лесу на полянках).Цвет Форма. Размер.Вкус (сладкий, кислый, горький и т.д.)Что можно приготовить (яблочное варенье, жареные грибы, клубничный сок). Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие: угадывание эпизода по демонстрации действия; рассказывание по демонстрации действия взрослым;Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая: ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом; логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно; конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа; ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”; и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа. ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе: пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели; творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели. "Скованные одной цепью"- логопедический материал Бардышевой Т.Ю. Выводы:Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов