Презентация на тему: «Исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях»


«Исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях» Составители: учитель–логопед МБОУ СОШ №9 г. Пензы Липовая Г.В.,учитель-логопед МБОУ СОШ №74 г. ПензыРазенкова Е.А. Перфокарта представляет собой или однородную карточку с заданием, или согнутую пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся вырезанные «окошки», в которые дети записывают свои ответы. Актуальность исследования - необходимости разнообразия форм и методов, используемых на логопедических занятиях при коррекции трудностей письменной речи у учащихся начальных классов.Цель исследования - изучение влияния использования перфокарт на процесс преодоления трудностей письменной речи у младших школьников . Предмет исследования- исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях.Объект исследования – процесс коррекционно-логопедической работы по устранению трудностей письменной речи у учащихся начальных классов. Гипотеза исследования - использование перфокарт в коррекционно-логопедической работе, проводимой с учащимися начальных классов, имеющими трудности письменной речи, повышает ее эффективность. Задачи исследования: 1. Изучить основные виды перфокарт, содержание и применение их в письменной речи учащихся.2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению трудностей письменной речи.3. Разработать педагогические условия, способствующие активизации словарного запаса и орфографической зоркости у учеников начальных классов.4. Разработать систему методик использования перфокарт и применить её на практике.5.Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования . Методы исследования теоретическиеэмпирическиестатистическая обработка результатов Новизна и практическая значимость – впервые было проведено исследование влияния использования перфокарт на процесс преодоления трудностей письменной речи у младших школьников, и результаты исследования могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами, учителями начальных классов, родителями учащихся. Впервые перфокарты появились приблизительно в 1800 году, их использовал Джеквард Лум. Он производил раскрой ткани по образцам, представленным перфокартами. Идея перфокарт нашла также практическое применение в ткацких станках Ж. Жаккара (1804) и вычислительной машине Ч. Бэббиджа (1833). Позже аналогичная технология стала использоваться в механических пианино. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРФОКАРТ. Перфокарты легки в изготовлении и применении. Их преимущество можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны – это удобство работы: многократное использование перфокарты при замене подкладного листа ; щадящий режим письма для детей со слабой моторикой; проведение работы над ошибками именно с теми словами, написание которых не усвоил ученик; время, потраченное на выполнение карты первоначально около пяти минут, впоследствии уменьшается. С другой стороны: перфокарты позволяют подходить дифференцированно к каждому ученику в усвоении темы; за короткий промежуток времени на уроке можно оценить работу большого количества учеников; учителю дают возможность проследить каждого ученика в освоении той или иной темы, отмечая результаты (количество ошибок) выполнения каждой перфокарты в таблице: Ф.И. ученика; создают ситуацию успеха, когда ребенок видит, что количество ошибок уменьшается. Этапы исследовательской работы: Констатирующий этап включал в себя проведение письменных работ во 2 и 3 классах школы, отбор учащихся с нарушением письма для занятий на логопункте; распределение детей по группам (контрольная и экспериментальная подгруппа); составление перспективного плана работы; оформление документации (2010 г.).Формирующий этап включал в себя проведение коррекционно-логопедической работы в контрольных и экспериментальных подгруппах (с сентября 2010 г. по май 2011 г.).Контрольный этап состоял из анализа результатов коррекционного обучения; сравнения количества ошибок на письме у детей экспериментальной подгруппы с контрольной, где эксперимент не проводился (2011 г.). Констатирующий этап исследования Проведено логопедическое обследование 70 учащихся 2-х классов и 45 учащихся 3-х классов МБОУ СОШ № 74, у 42-х из них были диагностированы трудности усвоения письменной речи различного характера. В эксперименте участвовали 38 учащихся с трудностями письменной речи: 24 ученика вторых классов и 14 учеников третьих. Сформированы группы : экспериментальная ЭГ (19 чел.) контрольная КГ (19 чел.) Формирующий этап исследования(В экспериментальных группах занятия проводились с использованием перфокарт различного уровня сложности.) Игровые упражнения с использованием перфокарт Блок заданий (1уровень сложности): вставить пропущенные буквы (на уровне слова); вставить пропущенные буквы (на уровне словосочетания); вставить пропущенные буквы (на уровне предложения). Блок заданий (2 уровень сложности): вставить пропущенные буквы в слова, из слов составить предложение; вставить пропущенные буквы в слова, из слов составить предложение, из предложений текст. Блок заданий (3 уровень сложности):вставить пропущенные буквы в слова, с каждым словом составить предложение, чтобы получился небольшой рассказ на заданную тему. Блок заданий (4 уровень сложности): вставить пропущенные слова; вставить пропущенные слова и картинки; ставить пропущенные окончания в слова; разобрать слова по составу; вставить пропущенные знаки препинания в предложения. Блок заданий (5 уровень сложности): перфокарты в работе по формированию фонематического слуха. Блок заданий (1 уровень сложности): 1.Вставить пропущенные буквы (на уровне слова): Тема: Звонкие и глухие согласные. Тема: Безударные гласные в корнях слов. Вставить пропущенные буквы (на уровне слова): Тема: Дифференциация л – р. Тема: Буквы и – у. 2. Вставить пропущенные буквы (на уровне словосочетания): С ц 3. Вставить пропущенные буквы (на уровне предложения): Тема: Буквы п – т. Тема: Дифференциация с – ц. Блок заданий (2 уровень сложности): 1.Вставить пропущенные буквы в слова, из слов составить предложение. Тема: Буквы а – о. Буквоедка Тема: Буквы и – у. 2.Вставить пропущенные буквы в слова, из слов составить предложение, из предложений - текст. Например: Весна. Тема: Буквы а – о. Блок заданий (3 уровень сложности): Вставить пропущенные буквы в слова, с каждым словом составить предложение, чтобы получился небольшой рассказ на заданную тему.Например: На рыбалке. Тема: Повторение пройденного материала. Елка. Тема: Дифференциация л – р. Блок заданий (4 уровень сложности): 1. Вставить пропущенные слова. Что это? Назови одним словом и запиши. Какое время года? Весенние месяцы. 2. Вставить пропущенные слова и картинки. 3. Прочитать словосочетания. Вставить окончания прилагательных. Прочитать текст. Вставить окончания существительных. 4. Разобрать данные слова по составу. 5. Вставить пропущенные знаки препинания в предложения. - Вот приезжайте к нам ранней весной, - сказали итальянцы, - когда всё цветёт У вас ещё снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота - Ну, в феврале у нас тоже хорошо У нас в феврале Масленица Масленица Блины едим- А что такое блины Мы переглянулись Ну, как этим шарманщикам объяснить, что такое блин Задание: наложите перфокарту на лист тетради. Внимательно прочитайте текст. Вставьте нужный знак препинания (. ! ?) в конце предложения. Пример, работы по перфокарте на звук Ч. Ребенок отмечает значком в окошках под картинкой наличие звука Ч (крестик, кружок и т.д.). Затем взрослый снимает с листа перфокарту и просит ребенка соединить последовательно значки так, чтобы получилась буква Ч. ПЕРФОКАРТЫ в работе по формированию фонематического слуха Цель: нахождение заданного звука на основе громкого проговаривания. Блок заданий (5 уровень сложности): Коррекционные занятия с использованием перфокарт способствуют : активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания; развития самостоятельности и инициативности, сообразительности и находчивости; развития способности воспринимать сказанное на слух и быстроты реакции; повышения познавательного интереса. Контрольный этап исследования Диаграмма 2. Мониторинг количества ошибок в письменных работах учащихся контрольной и экспериментальной групп на начало и конец учебного года. Выводы 1.Активизировались высшие психические функции, в том числе речевая память, внимание к языковым явлениям, словесно-логическое мышление. 2.Улучшались навыки письма под диктовку, самостоятельного письма и произошло повышение возможностей самоконтроля. 3.Учащиеся стали более самостоятельными, инициативными, сообразительными; 4. В письменных работах снизилось количество специфических ошибок. Спасибо за внимание!!! «Исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях» Составители: учитель–логопед МБОУ СОШ №9 г. Пензы Липовая Г.В.,учитель-логопед МБОУ СОШ №74 г. ПензыРазенкова Е.А.