Презентация СОВРЕМЕННЫЙ УРОК БИОЛОГИИ. Активные методы обучения биологии.


СОВРЕМЕННЫЙ УРОК БИОЛОГИИ. Активные методы обучения биологии. Противоречия в преподавании биологии 1.Повышение требований к преподаванию биологии и уменьшение количества учебного времени.2. Современные ученики чаще обращаются за информацией к компьютеру, чем получают ее из книг. Это повышает уровень их обученности, но информации огромное количество и она не всегда соответствует действительности. Современный урок биологии 1.Учитель умело использует все возможности для развития личности ученика.2. Происходит глубокое и осмысленное усвоение знаний учащимися.3. Формируются нравственные основы личности. Триединая задача урока Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие. Виды обучения биологии сократовское, догматическое, развивающее, объяснительно – иллюстративное,проблемное, программированное,модульное, информатизационное,-мультимедийное. Активные методы обучения биологии Мозговой штурмКубированиеИКТРазноуровневая дифференциацияИгровые технологииТехнология деятельностного метода обучения Мозговой штурм Записывать любую идею. Предложить максимум идей. Не обсуждать!!! Не критиковать!! Не думать об идеях. Создать атмосферу содействия. Правила «мозгового штурма»: Экспресс-разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим Штурм» поставленной проблемы. Правила не напоминаются. Еще раз ведущим быстро уточняется задача. Обсуждение экспертами итогов работы групп. Отбор ими и оценка наилучших идей. Сообщение о результатах «мозговой атаки» («штурма») по очередности выполнения задания или по часовой стрелкеПубличная защита наилучших идей. Кубирование 1.Описать объект, явление.2.Проанализировать составные части.3.Сравнить с другими, аналогичными.4. Установить ассоциации.5. Аргументы «за» и «против»6. Как использовать ИКТ Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. Модульное обучение Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Состав модуля:А) целевой план действий, Б) банк информации, В) методическое руководство по достижению дидактических целей. Номер учебного элемента Учебный материал с указанием задания Рекомендации к выполнению УЭ 0 Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны характеризовать молекулярный уровень живого как начальный; узнать что такое «биополимеры», «биомолекулы», какова их роль в живом организме; выявить какие химические элементы входят в состав клеток; изучить биологические функции воды. Внимателино прочитать цель урока. Перед каждым модулем нужно проводить входной контроль (УЭ – 1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся УЭ - 1 Цель: познакомиться с общей характеристикой молекулярного уровня, с понятием «биополимер», «биомолекула», их роль в живом организме.Выполнить следующие задания:Из приведенного перечня выпишите цифры, обозначающие объекты, которые относятся к: А – молекулярному, Б – клеточному, В – популяционно-видовому, Г – биоценотическому уровням организации жизни:Клевер. 2. Гемоглобин. 3. Амеба обыкновенная. 4. Заяц-беляк. 5. Витамин С. 6. Болото. 7. Нейрон.8. Эвглена зеленая. 9. Дубрава. 10. Дождевой червь. 11. Луг. 12. Бактерия. Прочитайте текст учебника стр.16-19.Правильный ответ 12 баллов. изучение нового материала (УЭ – 2). УЭ - 2 Цель: Знакомство с углеводами.Выполните задание:В состав углеводов входят элементы:а) C, H, N, б) С, Н, О, в) Н,О, Р, в) С, N,О.Мономерами крахмала являются:А) аминокислоты, Б) дезоксирибоза, В) глюкоза, Г) фруктоза.3. В качестве запасного вещества животные накапливают:А) крахмал, Б) гликоген, В) целлюлозу, Г) хитин.4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов входит:А) крахмал, Б) гликоген, В) хитин, Г) целлюлоза.5. Крахмал продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:А) клеток растений, Б) клеток животных, грибов. См. учебник стр.34-37За каждый правильный ответ 1 балл. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль. УЭ - 3 Выполните тестовое задание:1. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении 1 грамма: А) жира, Б) глюкозы, В) белка, Г) воды.2. Способность верблюдов хорошо переносить жару объясняется тем, что жиры:А) сохраняют воду в организме, Б) выделяют воду при окислении, В) создают теплоизолируюший слой, уменьшающий испарение.3. К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды:А) хорошо растворимые в воде,Б) нерастворимые в воде. Каждый правильный ответ 1 балл. Итоги урока, домашние задание Домашнее задание: § 10. Максимальное количество баллов: 30. Разноуровневая дифференциация Позволяет:учитывать познавательные интересы учащихся, устранять перегрузку программ, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе. КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ Этапы проведения Общественно-значимые КТД Личностно-ориентированные КТД Коллективное целеполагание Социальные основания выбора дела Дело как потенциал личностного развития Коллективное планирование Акцент на групповой работе, обеспечение групповой динамики Акцент на добровольность, инициативу каждого Коллективная подготовка Акцент на конструктивность групповой работы Возможности для проявления личностных качеств участников, структура дела учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений Проведение коллективно-творческого дела Участие групп, команд в общем действии как реализация умений, навыков взаимодействия, определяющих успех общего дела Возможности для проявления личностных качеств участников, структура дела учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений   Коллективный анализ Основные вопросы обсуждения: «Как мы организовали дело? Как мы достигли успеха? Что нам помогло? Каков вклад каждого в общее дело?» Вопросы для обсуждения акцентирует значимость дела для понимания, проявления, развития себя. Последействие  Проекты, программы социальной направленности Реализация индивидуальных инициатив, проектов. Игра ПредметныеСюжетныеРолевыеДеловыеИмитационные Основные компоненты современного урока Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.            Как построить современный урок?  I. Определить, какой учебный материал сообщать учащимся. Для этого необходимо учитывать особенности учащихся класса .II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока.III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.IV.  Продумать «изюминку» урока.V.  Сгруппировать отобранный учебный материал. VI.  Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке VII. Подготовить оборудование для урока.VIII. Продумать задания на дом Способствуют успеху урока: – хорошее знание материала;– бодрое самочувствие; – продуманный план урока;– чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;– правильный выбор методов обучения;– разнообразие методов обучения;– занимательность изложения;– ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу;– богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;– выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников Затрудняют проведение урока: – неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;– безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;– рыхлая композиция урока;– скованность движений;  – неумение учащихся работать предложенными методами обучения;– однообразие методов обучения; – бесстрастный рассказ учителя;– монотонность и сухость при изложении нового материала;– отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами. Что всегда необходимо помнить: Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. . Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным! Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность